25.07.2010 00:00
Новости.
Просмотров всего: 3851; сегодня: 2.

Рабочее лето учителей года России

Эта традиция не прерывается уже девять лет. Ежегодно в июле участники, лауреаты, победители конкурса «Учитель года России», захватив с собой группу учеников 8-11 классов, конспекты, наглядные пособия, ноутбуки и палатки, отправляются в один из уголков России, чтобы на месте исследовать воздух, воду, почву, осмотреть местные достопримечательности, а самое главное – общаться и развиваться.

Все началось в 2001 году, когда участники конкурса «Учитель года России-2000» приехали учиться компьютерным премудростям в Федерацию интернет-образования. Инна Каракчиева, учитель года Республики Коми-2000, географ, один из организаторов и постоянный участник экспедиций, вспоминает: «Мы думали: неужели мы расстаемся навсегда? Нужна была идея, которая нас объединит и позволит обменяться опытом. Было принято решение – мы поедем на Байкал. В гости нас пригласила химик из Иркутской области Ольга Кондратьева, учитель года Иркутской области-2000. Нас было немного, 53 человека вместе с педагогами».

С тех пор экспедиторы побывали в Прибайкалье, в Приуралье, Приазовье, Горной Адыгее, Новгородской области, Астраханской области, Республике Карачаево-Черкессия, на Южном Урале. Девятая Межрегиональная экологическая экспедиция школьников России состоялась в Волгоградской области, на территории Природного парка «Волго-Ахтубинская пойма». В ней приняли участие представители 25 регионов – это 31 делегация, в общей сложности 217 взрослых и детей!

Инициаторы этого масштабного проекта – «Учительская газета», Межрегиональный клуб «Учитель года», Московский центр педагогического мастерства, Волгоградский областной Совет победителей конкурса «Учитель года».

А провели девятую экспедицию или, как ее еще называют, летнюю школу, шесть местных организаторов: Комитеты по образованию и природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации Волгоградской области, Волгоградский государственный педагогический университет, Волгоградская государственная академия повышения квалификации, администрация Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма».

Расположились экспедиторы по любезному приглашению ректора Волгоградского государственного педагогического университета Николая Сергеева на базе спортивно-оздоровительного лагеря ВГПУ. Лагерь предоставляет отдыхающим домики, но, конечно, такого количества – 200 с лишним человек – никакие домики бы не сместили. Ребята и учителя – опытные туристы - разбили палаточный городок.

Кстати, Николай Константинович посетил экспедицию с дружественным визитом: «Я съездил к ним, посмотрел на ребятишек. Меня поразило, что они так увлечены учебой – никого вокруг не замечают! Микроскоп, пробирки, сидят – у них творческая мастерская. Они глину изучают. Образцы глины привезли из 25 регионов России и сравнивают, оценивают». Ректор ВГПУ признался, что когда к нему пришла с просьбой о помощи учитель года Вологодской области Елена Мейснер, инициатор проведения экспедиции в своем регионе, университет, не задумываясь, решил помочь педагогам: «Естественно, поддержали. Финансово и интеллектуально – наши профессора читали лекции, давали мастер-классы. Как можно по-другому? Да и потом, это престижно».

Как строится экспедиция? Учителя со своими учениками – это делегации. Приехав в летнюю школу, ребята перемешиваются и образуют разновозрастные учебные группы, которые по расписанию ходят на мастерские педагогов. Каждый день на разные. Мастерская длится весь день – утром и во второй половине дня, когда спадает жара. Темы мастерских самые разные, но, по традиции, экологические проблемы – в приоритете: «Исследование почв», «Исследование физико-химических свойств глины», «Климатологический мониторинг», «Химический анализ минеральных ресурсов», «Гидрологический мониторинг», «Следы животных и их расшифровка» и так далее, даже список займет внушительное место. Попросим учителей рассказать только о нескольких мастерских.

Светлана Коблякова, учитель географии Междуреченской средней школы Ханты-Мансийского автономного округа: «Моя мастерская - «Автономное существование в природе». Сначала мы представляли ситуацию, что заблудились. Зачем? Чтобы почувствовать, каково заблудившимся людям – все устали, хочется пить. Надо определить, сколько воды остается, что дальше делать. Потом ребята выбирают лидера, лидер начинает командовать – где взять воду, как развести костер, как перебинтовать. А сегодня нам надо было еще две маленькие шоколадки на 16 человек разделить». Дети учатся ориентироваться в различных условиях, запоминают важные правила, например, такое: «Если заблудились и не знаете местности, бесполезно ходить, искать. Надо оставаться на месте и ждать помощи».

Андрей Семке, учитель года Кубани-2000, директор средней школы №11 города Ейска Краснодарского края, проводит в экспедиции мастерскую «Радиационный мониторинг»: «Цель наших исследовательских работ – изучить радиационный фон в этой местности, пробы воды и почвы. И вот мы в течение шести дней с ребятами выбирали точки – около реки, в лесном массиве, на открытой солнечной площадке – и работали на них. Оказалось, что здесь преобладает радиационный фон, связанный с солнечной радиацией. Можем сделать вывод, что в солнечное время на улице находится не просто нежелательно, нельзя. Воду взяли из реки Ахтуба, ерика, питьевую воду – оказалась, она идеально чистая с точки зрения радиации. И среда абсолютно чистая. Дети повезут домой практически готовую исследовательскую работу».

Получение знаний в летней школе не главная задача, гораздо важнее, что дети учатся практически полезным вещам, о которых, возможно, никогда не узнают в школе, например, тому, что можно есть кузнечиков… если больше есть нечего. Что не страшно поцеловать лягушку. Что есть чипсы и пить газировку страшно вредно для здоровья. Когда ребенок сам исследует составляющие вредных продуктов и понимает, что количество вредных компонентов в привычных сухариках «зашкаливает», никакие другие аргументы уже не нужны…

Однако экспедиция не ограничивается естественно-научными предметами. Развитие ребенка должно быть гармоничным. Ребята с удовольствием занимаются в мастерской «Давай поженимся?» - это программа по основам семейного права, а также учатся преодолевать стереотипы в мастерской «Как украсть Мону Лизу?». Уже не говоря о традиционном полевом пресс-центре. Выпуск ежедневной экспедиционной газеты в этом году курировали филолог из Воронежской области, победитель областного конкурса 2001 года Наталья Тихонова и учитель года России-2006, учитель русского языка и литературы из Вологодской области Андрей Успенский. Газета получилась веселая, оперативная, яркая. А еще в летней школе работало свое телевидение. Благодаря учителю литературы из Калининграда, учителю года Калининградской области-2007 Людмиле Соколовой и таланту ребят, который прямо на лету схватывали основы тележурналистики, сюжеты выглядят весьма профессионально.

Родоначальник проекта, столичный учитель химии, лауреат московского конкурса «Учитель года Москвы-1997» Владимир Головнер никогда не почивает на лаврах, каждый год он старается привлечь еще больше учителей и детей, добавляет новые идеи в программу. Так, в этом году все ученики боролись за звание Золотой ручки экспедиции. В финале каждой мастерской ребята вручали ручки самому активному одногруппнику. За время экспедиции лучшие ученики собрали внушительное количество этих канцелярских товаров. Лучшим оказался восьмиклассник Антон Сорокин из Краснодарского края – он заработал 51,975 ручек!

Владимир Нодарович Головнер считает главным эффектом экспедиции социальный – общаясь со сверстниками из других регионов, ребята по-настоящему понимают, как велика и разнолика Россия.

Междуреченск Кемеровской области является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.


Ньюсмейкер: Пресс-центр Года учителя — 81 публикация
Поделиться:

Интересно:

325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
20.12.2024 13:05 Аналитика
325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
До конца XV века Новый год на Руси праздновали 1 марта. Эта точка отсчета была связана с тем, что в марте земля пробуждалась от зимнего "сна", начинался новый посевной сезон. С 1495 года Московский государь Иван III приказал перенести празднование Нового года на 1 сентября. Причин для...
19.12.2024 19:56 Интервью, мнения
Праздник к нам приходит: как поддержать атмосферу Нового Года в офисе
Конец года — самое жаркое время за все 12 месяцев, особенно для компаний. Нужно успеть закрыть все задачи, сдать отчёты, подготовить планы, стратегии и бюджеты. И, конечно же, не забывать про праздник, ведь должно же хоть что-то придавать смысл жизни в декабре, помимо годового бонуса.  Не...
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
19.12.2024 18:17 Аналитика
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
Мы часто даем прозвища не только знакомым людям и домашним питомцам, но и вещам, будь то автомобили, компьютеры, телефоны… Вдохновляемся цветом или формой, называем их человеческими именами и даем понять, что они принадлежат только нам и имеют для нас...
Советская военная контрразведка
19.12.2024 17:51 Аналитика
Советская военная контрразведка
Советская военная контрразведка появилась в годы Гражданской войны и неоднократно меняла свою подчиненность, входя то в структуру военного ведомства, то в госбезопасность. 30 мая 1918 г. учрежден первый орган военной контрразведки Красной армии – Военный контроль Оперативного отдела Народного...
Защитить самое ценное: История страхования в России
18.12.2024 13:22 Аналитика
Защитить самое ценное: История страхования в России
С давних времен человек стремится перехитрить свою судьбу. Люди желают знать, что будет, чтобы вовремя подготовиться к возможным перипетиям и обезопасить свое будущее. Вот только карты и гадалки в этом вопросе бессильны, куда надежнее справиться с рисками помогают...