Много лет назад эти письма были дороже всего на свете. Их с нетерпением ждали, им без памяти радовались, фронтовые треугольники читали и перечитывали, бережно хранили. А каким - для многих несбыточным - счастьем было обнять вернувшегося вслед за своими письмами фронтовика...
Вероятно, в некоторых семьях они сохранились до сих пор. Как память об отцах, дедах, прадедах. Впрочем, воевали и писали письма не только мужчины, но и женщины. Мои родители тоже писали друг другу, оба - солдатскими треугольниками, потому что оба воевали. И строили мечты о будущей семейной жизни. Только письма эти они не сохранили. Видимо, хотели поскорее забыть о том, что довелось пережить. Да разве забудешь?..
После войны часть писем с фронта была собрана, издавалась в различных сборниках. Эти пожелтевшие полуистлевшие листочки, официальные и личные, содержат множество фактов, деталей, чувств, рассказывают о живых и мертвых героях, отдавших все для Победы. Вниманию читателей предлагаются три письма с некоторыми сокращениями.
"Наша Ася - дочь Армении"
Письмо командования Н-ского гвардейского артполка в ЦК КП(б) Армении
В наш полк дочь Армении, член ВЛКСМ, т. Кекеджян Ася Ивановна прибыла в возрасте 16 лет в мае 1942 г. в качестве санинструктора.
В ожесточенном бою 13 июля 1942 г. в Великобурлуцком р-не Харьковской области тов. Кекеджян была ранена осколком в бедро правой ноги. Превозмогая боль, не ушла с поля боя, пока не оказала помощь раненым 14 бойцам и командирам. В том же бою, когда был выведен из строя почти весь орудийный расчет, она сама лично подносила снаряды. За эти героические бои т. Кекеджян была награждена медалью "За отвагу".
27 июля 1942 г. нашу часть на пароходе "Александр Невский" перебросили в Сталинград. Пароход подвергся нападению авиации. Здесь т. Кекеджян была ранена во второй раз, причем оказала помощь семерым бойцам и командирам.
В героических боях за Сталинград т. Кекеджян проявила доблесть и мужество, за что была награждена медалями "За боевые заслуги" и "За оборону Сталинграда".
В битве на Орловско-Курском направлении с 5 по 10 июля 1943 г. Кекеджян спасла жизнь 28 наших бойцов и командиров, 8 танкистов. За эти подвиги награждена орденом Красной Звезды. В этих боях на боевые порядки полка были сброшены сотни авиабомб, тысячи снарядов и мин. В этих условиях т. Кекеджян вела себя так, как должен вести себя в бою подлинный советский патриот.
В нашем полку т. Кекеджян как храбрый воин была принята кандидатом в члены ВКП(б). Мы ею гордимся как бесстрашной в боях с врагами дочерью советского народа.
Командование полка просит ЦК КП(б) Армении держать с нами связь, мы продолжим писать о боевых делах. Письмо написано под аккомпанемент орудийной музыки. Бьем немцев огнем своего грозного оружия. Гоним их на запад, и с нами всегда и всюду вместе славная дочь Армении Ася Кекеджян.
21 июля 1943 г.
Командир Н-ского гвардейского артполка РГК Истратов, замкомандира Семенов.
"Мой милый, если б не было войны"
Из писем лейтенанта Вартана Тонияна, конец декабря 1944 - 7 февраля 1945 гг. Восточная Пруссия, Фраймарк.
...Родные мои! Скоро Новый год. Он принесет нам счастье и радость. Закончим войну. Дальше - радостная светлая жизнь.
...Папочка! За время нашей разлуки я сильно возмужал. Видел много хорошего и плохого. Видел смерть не раз, горел несколько раз. Шрамов на лице не стыжусь. Знаю, что думы обо мне прибавили седины на твоей голове. Успокойся, папочка, милый, все будет хорошо. А сейчас я хочу поговорить с тобой как мужчина с мужчиной.
У меня в Самарканде осталась девушка. Я ее считаю своей невестой. Извини, что раньше не писал. Девушка недурная, умная, воспитанная. Учится хорошо. Простая, вдумчивая. Маме я писал о ней. Узнайте ее ближе. Она в письмах своих много о вас пишет. Иногда, очень редко, бывает у нас дома. Вы увидите, что я в своем выборе не ошибся... Между нами самые искренние, хорошие отношения... Этот вопрос надо разрешить и положить конец недоговоркам и молчанию.
...Своими родителями, сестрой и братом, всей семьей я могу гордиться. В нашей части и командование, и подчиненные уважают меня. Часто говорят: "Спасибо твоим родителям. Хорошего сына воспитали". Это вам, дорогие мои, спасибо! Целую вас крепко и обнимаю.
7 февраля 1945 г.
До скорой встречи, ваш младший сын Вова.
"Начинается весна Победы"
Из писем старшины Сурена Аветисяна, февраль - март 1945 г.
...Мы наступаем повсюду и будем скоро в Берлине. Нам немецкая земля не нужна, мы не захватчики, а освободители. Мы идем уничтожить фашизм в его собственном логове.
...Я спешу, через несколько минут наступаем на Берлин с севера, через Одер. Можете слушать по радио о боях в этих краях... Меня хотели послать в Горький на учебу, в училище заместителей командиров батальона по политчасти. Я не согласился: надо закончить войну, а она закончится с падением Берлина. Тогда и будем учиться.
...Уже весна на земле. И начинается весна Победы, весна человеческого счастья. Желаю вам столько счастья, сколько несет в себе весеннее яркое солнце. Да здравствует Весна!
3 марта 1945 г.
Старшина Сурен Аветисян - кавалер 5 боевых наград погиб на следующий день, 4 марта 1945 года, в боях на подступах к Берлину. Он отложил учебу в военном училище, не уехал, не расстался с боевыми товарищами. Не увидел весну Победы. Потому что считал, что уничтожение фашизма в его логове и защита Родины - его мужское дело.
В грозные годы Великой Отечественной хватало особей мужского пола, которые использовали любые способы, чтобы увильнуть от фронта. А уж многие ответственные работники, как некоторые и в наше время, на законных основаниях не шли в армию, потому что имели броню. Впрочем, и среди "броневиков" были достойные мужики. Мой двоюродный дядя Сурен Товмасян, замминистра, отшвырнул броню к чертям собачьим, с первых же дней ушел добровольцем, дошел до Берлина, вернулся с инвалидностью, но, несмотря на сложные отношения с некоторыми из тех высокопоставленных, кого имел полное право называть "тыловыми крысами", стал первым лицом в руководстве республики, которая в годы его правления (1953-1960) получила первый орден на знамени. Да только вспоминают о нем сегодня нынешние "демократы" не чаще, чем о старшине Сурене Аветисяне.
А судьба невесты Вартана Тонияна сложилась в точности с песней Валентины Толкуновой "Если б не было войны" (прекрасная музыка М. Минкова и замечательные стихи И. Шаферана).
"Еще до встречи вышла нам разлука,
А все же о тебе я вижу сны.
Да разве мы б прожили друг без друга,
Мой милый, если б не было войны.
7 февраля 1945 года (день отправки последнего письма) в ожесточенном бою снаряд подбил самоходное орудие Вартана Тонияна. Он, раненый, бросился вытаскивать товарищей из горящей машины. Истекающего кровью командира сразила пулеметная очередь. Тонояну было всего 24 года.
Как сложилась дальше жизнь "умной, серьезной, воспитанной" невесты Вартана, не знаю. Пронзительная суть строчки Шаферана в песне "Ты б старше был, а я была б моложе" исковеркала судьбы многих невест и жен, не дождавшихся любимых мужчин.
Нет, только не так. Хотелось бы верить, что невеста справилась с горем, выплакала его и нашла свой кусочек счастья.
Это не означает, что она предала или забыла героя. Мы их никогда не забудем.
Автор: Александр Товмасян
Изображение (фото): russia-armenia.info
Исторические события:
Участники событий и другие указанные лица:




