В рамках работы тематического блога «Ортодонт-ТВ (https://ortodont.tv)» был проведен опрос относительно изменений спроса на услуги в сфере ортодонтии. Согласно полученным в ходе исследования результатам, в этом направлении рынок сократился почти на треть. Также представители профильных клиник поделились своими вариантами антикризисных мер.
В исследовании приняли участие представители 30 профильных медицинских центров и организаций из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Казани, Калининграда. Опрос проводился в различных сегментах.
Согласно данным исследования, российский рынок услуг в сфере ортодонтии сократился на 29% по сравнению с прошлогодними показателями. При этом данные опроса показали крайнюю неоднородность изменений вне зависимости от сегмента и города. Зачастую небольшим клиникам на периферии значительно легче, чем крупным известным центрам.
Многие респонденты отмечали резкие всплески активности пациентов в марте и сентябре. В некоторых случаях спрос увеличивался на 70-100%. Однако буквально сразу же следовал провал, так как спрос диктовался политическими и социальными потрясениями.
Александр Геннеберг, до октября 2022 года управляющий клиники «Элайнер.РФ», Санкт-Петербург:
«Сложно оценить падение спроса в процентах. Основным изменением для нашей компании стало то, что с российского рынка ушел «Invisalign». Соответственно, объемы продаж и производства у «Star Smile» существенно увеличились. В марте был рост продаж в клинике, поскольку люди боялись повышения цен. В апреле начался спад, связанный с тем, что перестали работать основные рекламы каналы. Поток клиентов резко снизился в 2-3 раза после блокировки рекламы в одной из сецсетей. Также проблемой стало то, что кредиты стали менее доступными для пациентов. Поэтому мы стали менять профиль клиники, уходить от специализации на ортодонтии и внедрять другие услуги по общей стоматологии. Параллельно внедрялись дорогостоящие услуги, с более быстрым циклом сделки. Дополнительным решением для выхода из кризиса видится полностью переработанный прайс и изменение форм оплаты. С материалами вопрос решали так – с марта, чтобы избежать дефицита, закупали с запасом на 3-6 месяцев».
Алексей Гольд, операционный директор компании «Элайнеры Teleportho», федеральной сети ортодонтических клиник, Санкт-Петербург:
«Это может показаться парадоксальным, но наша компания не ощущает снижения спроса на услуги ортодонтии. Можно даже говорить о небольшом росте. Если активность пациентов и снижалась, то это лишь в самые пиковые периоды на волне громких новостей. Такое положение дел в нашей компании можно объяснить внедренной системой управления, к которой проявляют интерес и в регионах. Ведь почему ситуация для разных клиник так сильно отличается? Во многом это объясняется подходом к накладным расходам. Немалую роль играют и отношения с поставщиками. К примеру, кто-то не отказывается от иностранных материалов в пользу российских аналогов, а приобретает их через условную Киргизию. Стоимость услуг в стоматологии и так выросла на 30-40%, но неправильно расставленные приоритеты могут эту цифру сделать еще значительней. Да, с российского рынка ушел крупный американский игрок, но при этом готовится войти новый. А за этим можно рассмотреть новые возможности. Кроме того, в российской ортодонтии нужен качественный пересмотр взаимоотношений между клиниками и врачами. Сейчас чаще всего врачи работают за процент, что не способствует развитию самих медицинских центров».
Елена Гафарова, главный врач сети стоматологический клиник «На Мира и Соммера,5», Калининград:
«Если говорить про стоматологию в целом, то положение не такое радужное, как некоторые рисуют. Паники нет, но спад все равно присутствует. И эта тенденция наметилась еще во время разгула коронавирусной инфекции, а события 2022 года ситуацию усугубили. Насколько мне известно, многие клиники вынуждены отменять внутренние скидки и корпоративные мероприятия, они ищут пути оптимизации своей работы. Что касается ортодонтии, то тут тоже далеко не все хорошо. Подчас люди приходили к ортодонту для того, чтобы оперативно завершить лечение. К тому же, в этой сфере стал сильнее выражаться кадровый голод. Высококвалифицированный врач-ортодонт – это острый дефицит на рынке труда. Так было всегда, но сейчас в этом плане стало еще сложнее».
Даниэл Херени, основатель блога «Ортодонт-ТВ»:
«Результаты исследования удивили даже нас самих. Изначально полагалось, что тенденция снижения спроса на услуги в сфере ортодонтии просматривается куда четче. А оказывается, что ситуация не такая уж и однозначная. А разброс показателей и настроений можно объяснить лишь периодом адаптации. Все пытаются приспособиться, подстроиться под сложившиеся условия. У кого-то это получается, у кого-то не очень. Клиники меняют поставщиков, меняются сами принципы формирования логистических цепочек. При этом свой шанс получили российские производители. Если не ошибаюсь, до этого года на российском рынке было пять производителей элайнеров. Сейчас их уже в два раза больше. А еще обращает внимание то, что клиники в буквальном смысле готовы идти за своими клиентами. Некоторые стоматологические компании в последнее время стали открывать свои представительства в Казахстане, Армении, Грузии. И делается это в расчете на людей, выехавших из России».