В адрес Калужского УФАС России поступила жалоба ООО «Медариус» на положения аукционной документации заказчика – ФГБУЗ КБ № 8 ФМБА России при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка одноразовых медицинских изделий (перчатки).
Согласно доводам жалобы Заявителя, п.п. 7 п.1 Технического задания установлено требование к закупаемой продукции «Манжета обрезана (без венчика) для профилактики переживания предплечья, с адгезивной полосой для надежной фиксации на предплечье при продолжительных операциях...», из которого можно сделать вывод, о том, что по совокупности характеристик установленным требованиям соответствует один производитель, Ansell, перчатки Gammexnonlatex. По мнению Заявителя, Заказчик ограничил количество участников закупки, так как описанная перчатка является эксклюзивной и уникальной, а технология, по которой она производится запатентованной.
Согласно письменным пояснениям Заказчика, Характеристика «Манжета обрезана (без венчика)» не содержится в КТРУ и потому сопровождается функциональным пояснением «для профилактики пережимания предплечья». Данный тип конструкции манжеты предусмотрен п.3.4 ГОСТ Р 52238-2004. Перчатки хирургические из каучукового латекса стерильные одноразовые. Характеристика «с адгезивной полосой» не содержится в КТРУ и потому сопровождается функциональным пояснением «для надежной фиксации на предплечье при продолжительных операциях».
В соответствии с пп.4.16 и 4.17 Методических рекомендации МР 3.5.1.0113— 16 «Использование перчаток для профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, в медицинских организациях» выбор конструкции манжеты осуществляет медицинский персонал. Липкая (адгезивная) полоса обеспечивает дополнительную фиксацию. Данный вид манжеты обеспечивает отсутствие пережимания предплечья венчиком и надежную фиксацию на хирургическом белье. Наличие антибактериальных или противовирусных средства/свойства. предназначенных для снижения воздействия жизнеспособных микробов в случае их проникновения предусмотрено КТРУ по коду 22.19.60.113-00000003. Заказчик устанавливает требования к средствам антибактериальным и противовирусным - «В составе полимерного покрытия должен содержаться антисептик на основе хлоргексидина или полигексанида» и сопровождает функциональным пояснением «для непрерывной антисептической обработки кожи рук. снижающий инфекционную нагрузку при нарушении целостности перчаток для операций в условиях повышенного риска». Перчатки хирургические из латекса гевеи неопудренные антибактериальные применяются при выполнении операций с рисками перекрестного инфицирования:
Для минимизации рисков передачи гемоконтактных инфекций от пациента к персоналу:
Для минимизации рисков передачи ИСМП при выполнении сложных оперативных вмешательств, сопряженных со сниженным иммунитетом пациента.
Показатель «длина перчатки не менее 290 мм» не указан в КТРУ и соответственно сопровождается функциональным пояснением «для дополнительной защиты предплечья». П.6.1 ГОСТ Р 52238-2004. Перчатки хирургические из каучукового латекса стерильные одноразовые устанавливает требование к длине перчаток (размеры 7.8 — не менее 270 мм. размер 8.5 - не менее 280мм). Требование Заказчика к длине не менее 290 мм не противоречит действующему ГОСТу и установлено Заказчиком с целью обеспечения защиты предплечья. Минимальное значение показателя не менее 290 мм выбрано с учетом антропометрических данных персонала.
В ходе рассмотрения жалобы по существу, Комиссия Калужского УФАС России также обращает внимание Заявителя на то обстоятельство, что исходя из смысла пункта 1 части 1, части 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ, потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Законом не предусмотрены ограничения по включению в документацию об электронном аукционе требований к товару, которые являются значимыми для Заказчика, отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций.
Таким образом, из Закона о контрактной системе в сфере закупок следует, что заказчик в зависимости от своих потребностей самостоятельно принимает решение в отношении предмета закупки и устанавливает в документации об аукционе требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам) с учетом специфики деятельности в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств с учетом ограничений, предусмотренных законодательством.
На основании вышеизложенного, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу, что требования к объекту закупки установлены в извещении о проведении электронного аукциона и документации о закупке с учетом потребности Заказчика.
Кроме того, в порядке части 2 статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ Заказчиком для определения начальной (максимальной) цены контракта использовался метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка). В адрес Заказчика поступило пять Коммерческих предложений, содержащих сведения о четырех производителях продукции с указанными характеристиками.
В ходе рассмотрения жалобы по существу, Комиссия Калужского УФАС России установила, что согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 31.07.2019г., до окончания установленного в Извещении о проведении Аукциона срока подачи заявок было представлено 5 заявок, которые были допущены аукционной комиссией до участия в Аукционе и содержащие сведение о 3 различных производителях по позициям 1 и 7. Следовательно, доводы Заявителя жалобы, том, что требования документации влекут за собой ограничение количества участников закупки, а описанию объекта закупки соответствует только одно торговое наименование - необоснованные.