Реалии сегодняшнего дня таковы, что в России очень остро стоит проблема качества медицинской помощи, оказываемой как бесплатно (по ОМС), так и на платной основе. С одной стороны далеко не всегда медицинская помощь оказывается надлежащим образом, своевременно, в необходимом объёме и при правильном выборе методов диагностики и лечения. С другой – любые отступления и нарушения при оказании помощи пациенту расцениваются, как грубые и недопустимые действия со стороны медперсонала, за которые неминуемо должны последовать строгие санкции. Нередко можно встретить мнение, что врач не должен и не имеет право ошибаться. На наш взгляд, в этом проявляется слишком суровое отношение к представителям благороднейшей из профессий. Ведь основной вопрос в том, что считать ошибкой и каковы её последствия?
На сегодняшний день легального определения врачебной ошибки в российском законодательстве нет. Ввиду данного законодательного пробела под врачебной ошибкой, как правило, понимаются любые нарушения врача в медицинской сфере. В проекте базового закона о здравоохранении (ФЗ от 21.11.2011 № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации») присутствовало определение «врачебной (медицинской) ошибки», однако в итоговую редакцию закона оно уже не попало. Наиболее точное определение врачебной ошибки когда-то дал профессор Давыдовский И.В., который определил её, как ошибку врача при исполнении своих профессиональных обязанностей, являющуюся следствием добросовестного заблуждения и не содержащую состава преступления и признаков проступков.
В качестве основных признаков «врачебной ошибки» можно выделить:
1) добросовестность заблуждения врача (он искренне верит, что поступает правильно и делает всё от него зависящее, чтобы помочь пациенту, при этом отсутствуют элементы халатности и намеренного неисполнения своих должностных обязанностей);
2) отсутствие вины (умысла и неосторожности);
3) не наступает (по крайней мере, не должна наступать) гражданско-правовая, административная или уголовная ответственность.
Именно в этих ключевых признаках содержится отличие врачебной ошибки от врачебного (медицинского) проступка, совершение которого может повлечь за собой административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность и от врачебного (медицинского) преступления, являющегося уголовно-наказуемым деянием.
Поэтому не любая ошибка врача должна быть поводом для его наказания.
При установлении ошибочности действий врача с точки зрения возможности привлечения его к ответственности, прежде всего, необходимо ответить на следующие вопросы:
1) наступили ли в результате врачебной ошибки общественно-опасные последствия;
2) можно ли определить, что врач действовал в условиях обоснованного медицинского риска (когда врач намеренно пошёл на вынуждение меры для предотвращения опасности для жизни или здоровья пациента, при отсутствии альтернативного пути лечения);
3) присутствует ли в действиях врача, допустившего ошибку, вина (умысел или неосторожность).
Так или иначе, в отсутствие чётких законодательных границ, понятия: «врачебная ошибка», «врачебный проступок» и врачебное преступление» ходят рядом. И не всегда сразу очевидно одно или другое. В таких случаях огромное значение имеет работа медицинского адвоката, который должен детально проанализировать конкретный случай, изучить имеющиеся документы, оказать помощь в сборе дополнительных доказательств, организовать медицинскую экспертизу и в зависимости от собранных материалов, выстроить стратегию защиты прав пациента, врача или медицинской клиники. При этом надо отметить, что методы и средства защиты прав пострадавшего лица будут отличаться в зависимости от того, с чем мы имеем дело в каждом конкретном случае: споры, связанные с «врачебной ошибкой», не содержащей признаки преступления, должны разрешаться в гражданско-правовом порядке, если же в действиях врача, имеются признаки уголовно-наказуемого деяния, в том числе халатности, то, безусловно, это повод для расследования в рамках уголовного процесса.
В практике бюро имеется успешный опыт по участию в медицинских спорах, в которых защищаются права и интересы:
- пациентов, пострадавших от некачественной медицинской помощи или ставших жертвами врачебных преступлений;
- врачей, чья репутация страдает от необоснованных претензий пациентов или подозреваемых/обвиняемых в совершении преступления;
- медицинских клиник при конфликте с врачом или пациентом.
Причём в случае споров между пациентами и клиниками зачастую удаётся урегулировать претензии в досудебном порядке, мирным способом, в том числе посредством медиации.