Задача по созданию системы качественного долговременного ухода за пожилыми и инвалидами очень сложная. Предложенные варианты оплаты с использованием страховых механизмов необходимо тщательно проработать без спешки. Об этом заявил эксперт ОНФ по социальным вопросам и делам инвалидов, генеральный директор Национального центра проблем инвалидности Александр Лысенко.
Ранее, вице-премьер Татьяна Голикова сообщила, что в России может появиться отдельный вид социального страхования, который позволит правительству финансировать государственные услуги ухода за пожилыми и инвалидами, передает Коммерсант. «Надо предметно поработать над нынешней структурой социального страхования, чтобы можно было использовать страховой компонент в качестве одного из механизмов финансирования ухода за пожилыми», — отметила Голикова.
«Правительство должно тщательно проработать все варианты оплаты государственных услуг в системе долгосрочного ухода с использованием страховых механизмов. Это дело ни одного, и даже ни двух лет. К решению нужно подходить постепенно. Эксперименты на людях и спешка недопустимы», – подчеркнул Лысенко.
Он напомнил, что страхование на случай возникновения потребности в долговременном уходе сейчас существует в системе ДМС, когда человек по собственному желанию делает отчисления со своих доходов на протяжении определенного количества лет. Однако в нашей стране такая практика не распространена, поскольку уровень доходов у граждан не велик, да и отчисления необходимо делать на протяжении длительного времени. Большинство граждан не верят в долгосрочные финансовые проекты, так как они нередко провозглашаются, а затем сходят на нет, напомнил Лысенко.
У государства денег не хватает, чтобы поддержать тот объем услуг, который необходим в системе долговременного ухода. Это касается как нестационарных, так и стационарных услуг. Например, стоимость оплаты услуг сиделки на дому достаточно велика. Пребывание человека в пансионате ветеранов труда, либо в доме-интернате также обходится недешево. Кроме того, часто к качеству оказания услуг, условиям содержания возникают жалобы. «Связано это в большинстве случаев с банальной нехваткой средств», – указал Лысенко. Он напомнил, что сегодня система долговременного ухода находится в компетенции субъектов РФ, то есть финансируется за счет региональных бюджетов. А по минимальным подсчетам на обеспечение государственных услуг по долговременному уходу денег надо в два-три раза больше, чем вкладывается сегодня. «Так что это значительная сумма», – указал Лысенко.
По его словам, система долговременного ухода должна быть создана в рамках нацпроекта «Демография». И здесь вопрос использования страховых механизмов является одним из самых важных. Он обсуждается как среди политиков, так и представителей экспертной среды, в том числе экспертов ОНФ. Лысенко рассказал, что в качестве одного из вариантов предлагается увеличить на 1 – 1,5 % тариф страховых взносов, которые платят работодатели. Но в этом случае на них увеличится нагрузка, и, если идти по пути повышения тарифа, работодатели могут уйти в «серую» зону, предупредил он. Также предлагаются варианты государственно-частного партнерства, но здесь надо продумать, как заинтересовать бизнес.
«Задача по выработке оптимальных механизмов для качественного долговременного ухода, в том числе паллиативной помощи, – очень сложная, и она должна решаться путем консолидации усилий государства, общественных организаций и граждан», – резюмировал Лысенко.