Соответствующий законопроект, разработанный ФАС России, рассматривался в ходе парламентских слушаний, организованных Комитетом по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству. Так, высказывались мнения о необходимости сохранения аптек в форме ГУПов и МУПов, а также подчеркивалось, что прежде чем сокращать унитарные предприятия нужно провести полноценный анализ рынков, сообщается на сайте ГД.
В своем выступлении руководитель Федеральной антимонопольной службы России Игорь Артемьев отметил, что по мнению ведомства, именно участие унитарных предприятий в хозяйственной деятельности оказывает наиболее негативное влияние на конкуренцию на локальных рынках.
Заместитель Председателя Комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Дмитрий Сазонов отметил, что к законопроекту надо подходить, основываясь на статистических и аналитических данных всех рынков, где действуют унитарные предприятия. «Мы должны четко понимать, где есть бизнес, готовый заместить унитарное предприятие на рынке, а где эта ниша свободна», — отметил парламентарий.
«Мы ни в коем случае не должны попасть в ситуацию, когда унитарное предприятие разрушено, а рынок оказался неконкурентным или предприятие оказалось недобросовестным», — сказал он, добавив, что принятие законопроекта должно проходить поэтапно.
Депутат также считает, что необходимо обеспечить в документе приоритеты развития социальной сферы через социальное предпринимательство. Это все еще новая для России отрасль экономики, но тем не менее она активно развивается и вовлекает все большее число стейкхолдеров, сказал он. За последние 10 лет по экспертным оценкам число социальных предпринимателей стало составлять порядка 1% от числа представителей малого и среднего бизнеса (МСП). «Важно увеличивать долю присутствия негосударственных организаций на рынке социальных услуг. В том числе за счет квотирования МСП и некоммерческих организаций по предоставлению социальных услуг. Как это уже реализовано, например, по квотированию доли закупок малого бизнеса у госкорпораций. Более того, я предлагаю даже задать планку – постепенное увеличение доли присутствия негосударственных организаций на рынке социальных услуг до 50% к 2024 году», — привел в пример аналогичную ситуацию по квотированию Дмитрий Сазонов.
Комитет по охране здоровья предлагает исключить из законопроекта унитарные предприятия, осуществляющие фармацевтическую деятельность (аптечные организации), рассказала член Комитета Татьяна Соломатина.
«Мы настаиваем на этом, по крайней мере, на ближайшие пять лет. Потому что мы должны предложить условия, чтобы не допустить недовольства наших граждан», — сообщила депутат.
По ее словам, в Томской области, которую она представляет в ГД, унитарные предприятия «ни одной копейки из бюджета не имеют», они расположены в труднодоступных удаленных поселениях, где расстояние между населенными пунктами 100 км и более. «Это северные территории, где весной и осенью есть проблемы с транспортной доступностью. Бизнес туда никогда не пойдет, потому что экономически это совершенно не выгодно», – сказала она.
Кроме того, «регионы разные, везде существует разная потребность, и на сегодняшний день только унитарные государственные и муниципальные предприятия позволяют сдерживать цены», — добавила член Комитета.
По данным Татьяны Соломатиной, в субъектах РФ сейчас идет инвентаризация ГУП и МУП, и «нельзя допустить возникновения социальной напряженности в результате их ликвидации, которую предполагает законопроект, представленный ФАС».
Председатель Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев считает необходимым сформировать на уровне Правительства дорожную карту по разработке законодательства об акционировании унитарных предприятий. По его мнению, «если она выполнена, то значит этот закон может работать в полную силу».
Глава Комитета также полагает, что в рамках реформы в сфере ГУПов и МУПов нужно дать возможность регионам по согласованию с ФАС сформировать перечень стратегических унитарных предприятий регионального значения, которые должны быть сохранены.
Парламентарий видит риски в представленном законопроекте и считает, что он должен быть доработан.