В 2018 году нобелевский комитет присудил премии по медицине и химии ученым, которые работают в том же направлении и с использованием тех же технологий, что и коллектив Российско-американского противоракового центра Алтайского государственного университета.
Нобелевскую премию по медицине в 2018 году вручили Джеймсу Эллисону (США) и Тасуку Хондзё (Япония) «за их открытия, которые привели к разработке терапии рака с помощью блокирования негативной иммунной регуляции».
«Джеймс Эллисон и Тасуку Хондзё открыли молекулы CTLA-4 и PD-1, располагающиеся на поверхности Т-лимфоцитов (клеток иммунной системы) и тормозящие иммунный ответ. Раковые клетки "научились" использовать эти молекулы, тем самым становясь "невидимыми" для иммунных клеток. Заслуга нобелевских лауреатов в том, что они разработали терапевтические антитела, блокирующие способность раковых клеток запускать негативную регуляцию через CTLA-4 и PD-1, тем самым возвращая организму возможность распознавать и уничтожать злокачественные опухоли, – пояснил исполнительный директор Российско-американского противоракового центра АлтГУ Андрей Иванович Шаповал. – Если наши коллеги в своей работе используют моноклональные тела, то мы в своих исследованиях стремимся найти пептиды, новые лекарственные агенты, которые также будут блокировать способность раковых клеток запускать негативную регуляцию через CTLA-4 и PD-1 и дадут возможность иммунной системе человека бороться с опухолевыми клетками».
В США, до открытия РАПРЦ в Алтайском госуниверситете, Андрей Иванович начинал научные изыскания в области борьбы с онкозаболеваниями, исследуя молекулы того же семейства, что и CTLA-4 и PD-1, за которые была получена Нобелевская премия по медицине 2018 года. Сейчас научный коллектив под руководством Шаповала продолжает исследовать эти перспективные стратегии иммунотерапии онкологических заболеваний. Вручение Нобелевской премии за открытие CTLA-4 и PD-1 говорит о том, что исследования РАПРЦ находится на передовой исследований в области борьбы с раком.
Около 20–25 лет назад в химии приступили к освоению метода фагового дисплея, с помощью которого начали получать антитела, способные бороться с аутоиммунными заболеваниями и в некоторых случаях излечивать метастатический рак. В этом году американец Джордж Смит и британец Грегори Уинтер, создавшие и развившие технологию фагового дисплея, получили Нобелевскую премию.
«Сейчас мы используем в своей работе фаговый дисплей наряду с пептидными микрочипами, чтобы определять пептиды, которые мы сможем использовать в диагностике онокозаболеваний, а также для разработки терапевтических препаратов, – отметил руководитель РАПРЦ АлтГУ. – Нобелевский комитет ежегодно отмечает научные и культурные достижения, которые принесли значительный вклад в развитие человечества. И те направление и технология, которые были отмечены в этом году в области медицины и химии, внесли огромный вклад в развитие иммунотерапии различных заболеваний».
Находясь в тренде мировой науки, Российско-американский противораковый центр АлтГУ в данный момент исследует пептиды, которые взаимодействуют с молекулами CTLA-4 и PD-1. Совместно с НИИ биомедицины АлтГУ ученые противоракового центра проводят 3D моделирование взаимодействия пептидов с этими молекулами.
«В дальнейшем мы планируем провести доклинические исследования тех пептидов, которые были нами выявлены в конце 2017 года. Сейчас эти пептиды проходят апробацию. Отмечу, что это еще один шаг к достижению нашего главного результата – разработки методов эффективной терапии и ранней диагностики онкологических заболеваний», – подытожил Андрей Иванович Шаповал.