Активисты проекта Общероссийского народного фронта «За честные закупки» выявили недобросовестную закупку, объявленную БУЗ ВО «Вологодский областной онкологический диспансер». Речь шла о проведении открытого конкурса на поставку медицинского изделия (комплекс для проведения лучевой терапии с принадлежностями), ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие. Закупка была объявлена 30 июля 2018 года.
«Анализ закупок (в ЕИС) аналогичного оборудования в 2017-2018 гг. показал, что оно поставляется двумя производителями из Великобритании и США. В 2017 году в России было закуплено пять подобных аппаратов, причем средняя цена закупки составила 193 000 000,00 руб», - рассказал член регионального штаба ОНФ в Вологодской области Алексей Логанцов. - Начальная (максимальная) цена контракта БУЗ ВО «Вологодский областной онкологический диспансер» составила 239 500 000,00 руб., что превышало среднюю начальную (максимальную) цену состоявшихся закупок на 46 500 000,00 руб. При этом, как отметили наши эксперты, оценив установленные заказчиком характеристики по критерию качества, конкурсная документация конкретно подходила под описание продукции одного из поставщиков, что в условиях отсутствия конкуренции не привело бы к значительному снижению цены контракта».
Интересно, что закупка на приобретение лучевого комплекса для онкодиспансера была объявлена во второй раз. В первый раз купить оборудование пытались еще в апреле. Тогда с жалобой на то, что техническая документация составлена под конкретного производителя обратилась одна из фирм-поставщиков, и закупка была отменена УФАС. При повторном объявлении процедуры, в привилегированном положении оказался уже второй поставщик, что могло привести к потере из бюджета области от 30 до 46 миллионов рублей.
Активисты проекта «За честные закупки» сочли это недопустимым и обратились в УФАС по Вологодской области, которое признало их жалобу обоснованной. Заказчику выдано предписание отменить протоколы, составленные в ходе проведения открытого конкурса и аннулировать открытый конкурс. Материалы для решения вопроса о привлечении ответственных лиц заказчика к административной ответственности переданы должностному лицу УФАС. Жалоба в части определения начальной (максимальной) цены контракта на предмет законности и обоснованности направлена в Департамент финансов Вологодской области.
«УФАС Вологодской области подтвердил наши подозрения о том, что закупка онкооборудования, которая проводится диспансером уже во второй раз, была заведомо неконкурентной, что привело к завышению начальной стоимости на несколько десятков миллионов рублей. Считаю, что здесь должны вступить в дело компетентные органы, потому что в конечном итоге речь идет даже не о деньгах, а о жизни и здоровье людей, страдающих тяжелейшими заболеваниями и не получающих своевременную помощь по вине недобросовестных заказчиков.
В последние месяцы на площадке ОНФ мы проводим серию рабочих совещаний по совершенствованию госзакупок в рамках исполнения нового «майского указа» президента Владимира Путина, касающегося комплексного развития медицинской отрасли. И данный пример из Вологодской области в очередной раз подтверждает тезис о том, что закупки медицинского оборудования и расходных материалов требуют серьезного совершенствования.
В частности, речь идет о необходимости разрешения использования контрактов жизненного цикла при закупках медицинского оборудования, что вынудят заказчиков скрупулезно подойти к вопросу расчета, обоснования стоимости оборудования и тем самым уменьшат возможности для каких-либо махинаций при проведении закупок», - подчеркнул координатор проекта ОНФ «За честные закупки», депутат Госдумы Антон Гетта.