Активисты московского отделения Общероссийского народного фронта в рамках проекта ОНФ «Народная оценка качества» провели мониторинг столичных больниц. Для проверки были отобраны 10 медицинских учреждений. Девять из них, согласно данным независимой оценки качества за 2016 г., набрали максимальные баллы. При этом на официальном портале эксперты обнаружили негативные отзывы пациентов и родственников пациентов данных медицинских учреждений, что поставило под сомнение оценки «отлично». Также была проведена проверка больницы, имеющей оценку ниже среднего.
«Мы не стремились к тому, чтобы специально искать недостатки в работе больниц. Рейды активистов ОНФ ставили своей целью дать объективную оценку тому, что есть и сравнить эту оценку с официальной», – заявил координатор проекта ОНФ «Народная оценка качества» в Москве, член Совета общественных организаций по защите прав пациентов при Министерстве здравоохранения РФ, председатель исполнительного комитета Движения против рака Николай Дронов.
Результаты мониторинга были представлены на переговорной площадке, в работе которой приняли участие главные врачи больниц, представители департамента здравоохранения Москвы и страховых организаций, работающих в системе ОМС. Активисты ОНФ отметили, что главврачи не боятся проверок, им предоставили возможность осмотреть абсолютно любые помещения, как в присутствии администрации, так и самостоятельно, а также побеседовать с пациентами и их родственниками. В большинстве своем высокие оценки, полученные московскими больницами по результатам официального рейтинга, подтвердились. Палаты, коридоры и санузлы убираются регулярно, персонала достаточно, внимание пациентам оказывается в полном объеме.
Подтвердился и рейтинг больницы, получившей множественные нарекания пациентов. В ходе мониторинга больные жаловались на нехватку персонала, недостаток расходных средств, отсутствие кнопок вызова медсестер, низкое качество проведенного недавно ремонта. Но при этом пациенты отметили, что ситуация в больнице стала намного лучше, чем в прошлом году. Это подтвердили и представители страховых организаций, присутствовавшие на заседании. По их словам, жалоб от пациентов в 2017 г. стало в два раза меньше. Это связано с тем, что сегодня медицинские учреждения борются за пациентов, поэтому стремятся повысить качество условий их пребывания в больницах.
Из замечаний, собранных общественниками в ходе рейда, большинство сводилось к пожеланиям улучшить бытовые условия, в частности, увеличить количество туалетов и душевых. Однако не во всех больницах эта реконструкция технически возможна. Также множество вопросов вызывают платные услуги, а именно – предложения больным услуг сиделок. При этом разброс расценок за эту услугу достаточно широк. Сами врачи проблему сиделок считают достаточно актуальной. Иногда родные приглашают к больным под видом родственников самостоятельно нанятых сиделок, но в этом случае врачи не смогут обеспечить безопасность других пациентов, поскольку приглашенные сиделки, пребывая в палатах практически постоянно, не проходят предварительный медицинский осмотр.
«В связи с этим было принято решение рассмотреть возможность привлечения волонтеров как альтернативу платным услугам по уходу за больными и взять на контроль использование труда призывников, проходящих альтернативную гражданскую службу в медицинских учреждениях. А также внести в общественные предложения, которые будут переданы мэру Москвы, разработку регламента взаимодействия медицинских организаций с коммерческими организациями, предоставляющими услуги по присмотру и уходу на территории медицинских организаций», – сказал Дронов.