Длительное ожидание записи к врачу, неграмотная маршрутизация пациентов, направление на платные услуги, торговля бахилами - таковы основные проблемы, выявленные экспертами Общероссийского народного фронта при проверке качества предоставления медицинских услуг в поликлиниках Волгоградского региона. Вместе с координатором проекта ОНФ «Народная оценка качества» Виктором Рожковым волгоградские активисты Народного фронта проинспектировали несколько медицинских учреждений в областном центре и Городищенском районе.
В первой же проверенной городской поликлинике № 1 Тракторозаводского района Волгограда народные инспекторы зафиксировали такие недостатки, как неработающий телефон в регистратуре, на который пациенты не могут дозвониться, закрытый на ключ туалет, а также информационный стенд-указатель путающий людей - его стрелки ведут не в те кабинеты, на которые указывают. Кроме того, по информации граждан и сотрудников регистратуры, результатов общего анализа крови здесь надо дожидаться 3-4 дня. Однако по заверениям исполняющей обязанности главного врача этот срок составляет не более одного дня. Отрадным оказался тот факт, что после предыдущего визита активистов ОНФ в эту поликлинику здесь исправили неработающий терминал электронной записи к врачам.
А филиал городской поликлиники № 2 в Краснооктябрьском районе, напротив, встретил общественников выключенным и покрытым пылью электронным терминалом записи. Хотя, по словам персонала, «буквально этим утром он работал». Впрочем, приглашенный технический специалист констатировал, как минимум двухнедельную «смерть» аппарата. В итоге, страдают пациенты, вынужденные постоянно находиться в живой очереди в ожидании талона и приема врача. Из общения с пациентами выяснилось, они испытывают серьезные трудности с записью на прием к врачам узких специальностей - она открывается здесь только один раз в месяц. Так, например, запись к эндокринологу возможна только на ноябрь, а к терапевту лишь через 2 недели. Недовольство людей вызывает и нахождение кабинета травматолога на 2-ом этаже, куда особенно сложно подниматься с гипсом или травмой возрастным пациентам. Хирург филиала городской поликлиники № 2 в этом проблему не видит, даже наоборот, считает, что крутой подъем идет на благо пациентов: «Дозированная нагрузка на поломанные конечности в период их лечения даже полезна нашим пациентам. Так что мы рекомендуем больным даже живущим на пятом этаже побольше ходить пешком».
Помещение филиала городской детской поликлиники № 1 в Краснооктябрьском районе поразило экспертов Народного фронта совершенно неприемлемым для маленьких пациентов и их родителей условиями: здесь очень тесно, темно, коридоры узкие, отсутствует комната или специально отведенное место для кормления детей. Активисты ОНФ также высказали замечание относительно расположения журналов записи на прием - прозрачные папки висят около регистратуры в свободном доступе, то есть любой посетитель поликлиники видит персональные данные детей, адреса и контакты родителей.
Участникам народной инспекции не удалось записаться на прием к врачу-терапевту и в поликлинике при Городищенской центральной районной больнице – в 10.00 через регистратуру запись уже закрыта, откроется на завтра и то, только на прием через неделю. Записаться по интернету тоже невозможно - компьютер сломан, да и самой поликлиники нет на сайте госуслуг. Пациенты ЦРБ пожаловались активистам ОНФ на отсутствие таких специалистов, как эндокринолог, маммолог, онколог. При этом пациентов отсюда посылают в областной центр без направления сразу в платные отделения. Еще один пример, навязывания платных услуг. Чтобы достать бесплатное лекарство для своего ребенка, одна из посетительниц Городищенской ЦРБ должна пройти настоящий квест – сначала получить назначение от педиатра в одном месте, рецепт в другом, печать на него в третьем, и только потом можно попасть в аптеку. И так каждые 2 недели. Местное ноу-хау - на входе расположены автоматы по продаже бахил и контейнеров для анализов, которые покупают дисциплинированные граждане, не информированные об их бесплатном предоставлении. Как во взрослой больнице, такая же проблема с платными бахилами и в детском отделении поликлиники при Городищенской ЦРБ.
По итогам выездных рейдов, проведенных координатором проекта ОНФ «Народная оценка качества» Виктором Рожковым вместе с волгоградскими активистами по медицинским учреждениям, состоялся круглый стол с участием представителей местного медицинского сообщества и общественных организаций. Участники обсудили все выявленные недостатки в работе поликлиник.
«Проблемы волгоградских поликлиник типичны для всех регионов страны, они связаны с качеством организации работы поликлиник, для исправления которых не требуется ни финансовых, ни кадровых ресурсов. Людей тревожат очереди, некомфортные условия, навязывание платных услуг. Не налажена обратная связь. Когда человеку не говорят, о том, что у него есть возможность бесплатно пройти консультацию узкого специалиста, это совершенно конкретная проблема обратной связи. Многое не устраивает наших граждан, а игнорирование их мнения в системе независимой оценки качества приводит к неутешительным результатам. ОНФ как раз формирует эту обратную связь через наши рейды и общение с пациентами. Главная задача «Народной оценки качества» - слышать мнение людей и на этом основании повышать качество работы организаций социальной сферы. Сегодня от медицинского сообщества прозвучали заверения о том, что выявленные и озвученные нами проблемы могут быть исправлены. Активисты регионального отделения ОНФ продолжат в постоянном режиме следить за этим. Я призываю органы власти к конструктивному взаимодействию по повышению качества оказания услуг в соцфере на основе замечаний ОНФ и мнений граждан», - подытожил встречу координатор проекта ОНФ «Народная оценка качества Виктор Рожков.