В Казанском федеральном университете прошел уже ставший традиционным для вуза семинар с элементами молодежной школы “Life of Genomes”, на котором свои доклады представили исследователи из Японии, Великобритании и России.
Все выступления были посвящены крайне актуальным и технологически перспективным темам исследований процессов адаптации организмов к неблагоприятным условиям среды. Известно, что эта та сфера, которая, используя уникальные умения живых существ приспосабливаться к экстремальным условиям среды, может дать нам возможность хранения биоматериалов в сухом виде или же значительно повысить допустимую температуру хранения биоматерилов, что приведет к отказу от использования жидкого азота.
Сам семинар, который проводится в рамках совместного российско-японского гранта РНФ, имеет целью стать не только площадкой для партнерского диалога, но и повысить внутриуниверситетскую коллаборацию, что в определенном смысле также важно.
Подробнее о важной роли семинара для университета и практической значимости представленных на нем исследований рассказал руководитель лаборатории Экстремальной биологии Института фундаментальной медицины и биологии КФУ Олег Гусев.
– Этот семинар уже стал одним из брендовых мероприятий, проводимых Казанским федеральным университетом. Мы не приглашаем на него известных миру, но незнакомых нам светил науки, но собираем коллег, которые имеют отношение к проводимой нами работе. По умолчанию, это участники научной группы, финансируемой РНФ. В более широком смысле – это также коллеги, которые ведут или планируют вести с нами проекты. В этом году мы собрали в ИФМиБ тех, кто является нашими коллабораторами. С ними уже есть некоторые выстроенные договоренности и отношения. И это прекрасный шанс для других коллективов университета узнать, что происходит и присоединиться – все иностранные участники максимально настроены на сотрудничество с КФУ, поэтому семинар не является одной из потоковых конференций.
О практической значимости исследований в «экстремальной биологии»
– Все представленные на семинаре исследования максимально приближены к практике. Один из докладов был посвящен изучению криоустойчивости пиявки. Результаты уже взяты на вооружение японскими коллегами – метаболические компоненты, обнаруженные в пиявке, повышают устойчивость бактериальных клеток к заморозке, а это, в свою очередь, прямой путь к улучшению криоустойчивости.
Куратор со стороны Японии в реализации совместного российско-японского гранта РНФ рассказал о том, как данные, полученные на африканском комаре-звонце, способном «оживать» после полного высыхание его организма, уже используются в экспериментальных целях для того, чтобы повышать устойчивость клеток млекопитающих для хранения при низкой температуре или без воды. Это реальное поисковое исследование, направленное на практические цели. Мы считаем, что это довольно интересно, когда исключительно биологические вопросы зоологических объектов напрямую связаны с практическим применением.
О том, как научный event катализирует университетский консорциум
– Как ни странно, существование множественных открытых лабораторий совершенно не говорит о том, что эти лаборатории в горизонтали друг с другом сотрудничают. Наша лаборатория Экстремальной биологии обладает геномными секвенаторами – некоторой соединяющей разные лаборатории методологией. В семинаре приняли участие представители openlab Генные и клеточные технологии КФУ под руководством Альберта Ризванова. И прямо сейчас зарождается ряд новых межлабораторных проектов. Например, с одним из участников из университета Ноттингема, сотрудничающим с лабораторией Альберта Ризванова, мы уже договорились о том, что технология, которую они развивают, нам методологически очень интересна для понимания процессов, которые мы наблюдаем. С другой стороны, те наработки, которые у нас есть, очень интересны лаборатории Генные и клеточные технологии. К примеру, в плане новых методов хранения стволовых клеток, которые они извлекают. У нас уже получается университетский консорциум, который катализирован семинаром.
О криохранении биоматерилов
– Тематика криохранения биоматериалов очень актуальна в мире. Сегодня для того, чтобы сохранить клетки, их доставляют в жидком азоте в биобанки, где они опять-таки хранятся в жидком азоте. И чтобы разрушить бизнес конкурента – биобанка, нужно просто взять и отключить его от жидкого азота на неделю. Простой «месседж», который такие компании несут – сделайте так, чтобы можно было хранить биоматериал не в -80 градусов, а в – 20. Сделайте так, чтобы можно было хранить биоматериал без воды. На нашем семинаре говорилось о тех наработках, которые показывают, что клетки млекопитающих уже можно хранить в -20. Кроме того, уже идут обращения конкретных производителей клеточных культур с вопросом – можно ли использовать технологию для эмбриональных стволовых клеток. То есть, тематика повышения безопасности хранения клеток белков – она наиболее актуальна с точки зрения как безопасности, так и медицинских услуг.
О перспективах хранения биоматериалов без воды
– Хранение биоматериалов, клеток, чувствительных к обезвоживанию белков, в сухом виде считается пока недалеким от научной фантастики. Существует метод сухой заморозки и существует ограниченный спектр клеток и белков, для которых он применим. И пока особых идей в этой области нет. А работа с такими экстремальными организмами, как комар-звонец, является одной из немногих лазеек, и поэтому активно поддерживается грантами в Японии и России. Важно, что наши разработки в области сухого хранения биоматериалов стали одной из 30 приоритетных тем сотрудничества между Россией и Японией, утвержденных Президентом России и Премьер-министром Японии. Это показывает высочайший потенциал этой работы.
Другое дело, что это является достаточно экзотической областью знания и нацелено на долговременных результат, то есть, это не повышение устойчивости антибиотиков, а сфера, где даже количество групп ограничено только потому что биологический материал – тех же комаров, тихоходок, интересных организмов – не так просто попадает в руки. Но это, без сомнения, уникальная точка роста для КФУ и международных партнеров.