Председатель Совета молодых ученых ИФМиБ, доцент Айрат Каюмов – о том, как влияет система кураторства в институте на активность научной деятельности студентов, а также о возможностях, которые несет за собой доступ для первокурсников в лаборатории.
Напомним, приказом Министерства образования и науки России от 28 августа назначены стипендии Президента РФ и Правительства России на 2017-2018 учебный год. Обладателями стипендий стали 10 аспирантов и 20 студентов КФУ, из них семеро – учатся и работают в Институте фундаментальной медицины и биологии. Для сравнения — в прошлом году в целом от КФУ было всего четыре аспиранта, получивших стипендии Президента РФ и один стипендиат Правительства России.
Подробнее о размерах стипендий и условиях конкурса для аспирантов и студентов.
Надо сказать, что претендентов на получение стипендий выявляли после объявления открытого конкурса по всем институтам КФУ, а список, отправляемый в Минобрнауки РФ, утверждала экспертная комиссия. Так, претендентами на стипендии могли стать студенты, выдающиеся успехи которых в обучении и научных исследованиях подтверждены дипломами (или другими документами) победителей всероссийских и международных олимпиад, творческих конкурсов, фестивалей, или являющиеся авторами открытий, двух и более изобретений, научных статей, опубликованных в центральных изданиях Российской Федерации и за рубежом, а также работы которых содержат информацию ограниченного доступа.
Таким образом ежегодно обладателями только стипендией Правительства РФ становятся около 600 студентов российских вузов, обучающихся по программам бакалавриата и магистратуры, а также около 200 аспирантов. Из подразделений КФУ, студенты и аспиранты которых получают субсидии, наибольший перевес в Институте фундаментальной медицины и биологии: в этом году, как и в предыдущем, обладателями стипендий стали семеро студентов и аспирантов – 5 из 10 назначенных аспирантам КФУ стипендий – в ИФМиБ. Важно заметить, что все их научные проекты, одобренные стипендиальными программами Президента РФ и Правительства РФ, нацелены на решение важнейших задач в области биомедицины – несколько из них посвящено разработке новых способов терапии онкозаболеваний.
По словам председателя совета молодых ученых ИФМиБ Айрата Каюмова, важную роль в достижении результатов среди студентов играет система научного кураторства, организованная в институте:
– Система построена по западному образцу, оттуда взято лучшее и адаптировано к Российской системе образования. Начинается она с руководителей лабораторий, которые являются «генераторами идей». Продолжают их работу один-два сотрудника чуть ниже рангом и множество аспирантов, берущих на себя кураторство магистрами, которые, в свою очередь, оказывают поддержку бакалаврам.
В итоге получается некая преемственность поколений и четкая система донесения информации. И получается, что все студенты начинают работать со старшими товарищами, которые в свою очередь уже получают опыт руководства. В результате в прошлом году к концу первого курса человек 25 у нас уже работало в лабораториях.
Надо заметить, что как таковой необходимости так рано начинать свою деятельность в лаборатории нет – защиты курсовых работ начинаются только на 3 курсе. Но студенты уже с первого года обучения приходят и говорят, что хотят заниматься наукой. Это приводит к тому, что к моменту, когда они только должны чему-либо обучаться, они уже владеют практически всеми методами, и ко времени поступления в магистратуру многие из них имеют публикации не просто тезисов, но и статьи в зарубежных журналах, а если мы говорим об аспирантуре, то фактически им остается доработать некоторую часть и уже можно защищать кандидатскую диссертацию.
Надо сказать, что сегодня при 3х и 4х летнем обучении аспиранты имеют не несколько статей в вестниках, как раньше, а серьезные публикации в авторитетных зарубежных и отечественных журналах. Важную роль в этом процессе, безусловно, играет и активная поддержка студенческой инициативы сотрудниками кафедр, профессорами, а также руководством института.
О мотивации студентов
– Ко мне постоянно приходят множество учащихся, спрашивают, какое научное направление им лучше выбрать. Несколько раз мы делали собрания для первокурсников и второкурсников, чтобы облегчить их выбор. По факту с направлением научной работы они обязаны определиться к концу второго курса, но де факто добрая половина уже к началу второго курса расходится по лабораториям. Количество мотивированных студентов, заинтересованных в научной работе, явно увеличилось. Думаю, связано это и с раскруткой университета как исследовательского центра, и с технологической модернизацией: фактически сегодня во всех наших лабораториях такое же оборудование, как и в ведущих научных центрах мира, и многие вещи сейчас можно абсолютно свободно делать у нас здесь. Сложности в основном связаны с таможенными ограничениями, которые приводят к длительной поставкой реактивов. Два месяца в России против двух дней в Европе.
На мотивацию влияет и то, что те студенты, которые активно работают в лабораториях, к 3-4 курсу бакалавриата, и особенно в магистратуре, имеют много возможностей подачи заявок на получение различных стипендий – помимо стипендий Президента РФ и Правительства РФ, это и стипендии АН РТ, повышенные стипендии внутри университета для тех, кто занимается наукой. Конечно, все они назначаются по научным результатам, научным достижениям.
Большим стимулом является и то, что университет оплачивает поездки для участия в конференциях. Для большинства студентов это очень важно, они с удовольствием принимают участие в таких мероприятиях.