В рамках реализации проекта Общероссийского народного фронта «Народная оценка качества» красноярские активисты ОНФ провели мониторинг поликлиник пяти муниципалитетов края – Ачинска, Минусинска, Березовского, Курагинского и Шушенского районов, а также круглый стол по проблеме доступности и качества оказания поликлинической помощи.
Организацию работы и отношение персонала медицинских учреждений пациенты оценивали по нескольким критериям по пятибалльной шкале. Наибольшую (4,3 балла), по мнению респондентов, «открытость и доступность информации о работе» имеет поликлиника Березовской районной больницы, наименьшую (3 балла) – поликлиники районных больниц Курагино и Минусинска. По продолжительности времени ожидания приема всем поликлиникам даны низкие оценки – от 2 до 3 баллов. Наивысший балл по комфортности предоставления услуг получила поликлиническая служба Шушенского района, а наименьший (2 балла) – Ачинская межрайонная больница. В целом во всех территориях качество оказания услуг опрошенные пациенты оценили в 3 балла. В ходе опроса они назвали основные проблемы в работе своих поликлиник, прежде всего, это нехватка узких специалистов (терапевта, кардиолога, стоматолога, окулиста и некоторых дргих) и, следовательно, долгое время ожидания приема – от одной недели до двух месяцев; сложности с диагностическим обследованием (некоторых видов исследований пациенты вынуждены ожидать до двух месяцев). Респонденты отметили также недостаток информации о бесплатных лекарствах, низкую квалификацию медицинского персонала и слабое техническое оснащение поликлиник.
Эти проблемы обсудили участники круглого стола, состоявшегося на площадке регионального отделения ОНФ – главные врачи поликлиник, в том числе участники мониторинга, представители краевого министерства здравоохранения, территориального фонда ОМС, Ассоциации медицинских страховых организаций, а также эксперты региональной рабочей группы ОНФ «Социальная справедливость».
Как заметил руководитель региональной рабочей группы Народного фронта «Социальная справедливость» Алексей Подкорытов, укомплектованность врачебными кадрами в амбулаторно-поликлинической сети на настоящий момент не превышает 65%. «В первичном звене граждане получают до 70% всего объема медицинской помощи, поэтому здесь особенно много зависит от качества и организации работы», – подчеркнул он.
Несмотря на ряд изменений в системе краевого здравоохранения, таких как ведение электронной истории, целевое обучение и меры социальной поддержки молодых специалистов, врачи поликлиник по-прежнему перегружены документооборотом. Нехватка специалистов, о которой говорили респонденты в ходе опроса, усугубляется одновременным уходом в летние отпуска части персонала. Эксперты ОНФ также констатируют, что установленные регламенты ожидания медицинской помощи не соблюдаются. Помимо этого, не в каждой поликлинике пациенты имеют фактическую возможность выразить свое мнение о качестве работы медицинской организации – нет информации о независимой оценке качества. Участники обсуждения согласились с тем, что при аттестации медицинского персонала поликлиник в крае необходимо учитывать итоги «народной оценки качества».
«Ряд недостатков, на которые указывают пациенты в ходе опроса, по нашему мнению, можно исправить, изменив технологию работы поликлиники. Помимо этого, отлаженный механизм учета мнений граждан может стать эффективной «сигнальной системой» для дальнейшего повышения качества работы», – считает Подкорытов.