Эксперты рабочей группы «Социальная справедливость» ОНФ в Югре на расширенном заседании подвели итоги мониторинга поликлиник региона в рамках проекта «Народная оценка качества». На встрече присутствовали главные врачи городских и сельских поликлиник, представители муниципальной и окружной власти.
«Главная задача, стоящая перед медицинским сообществом Югры – повысить удовлетворенность населения первичной помощью, которая оказывается в поликлиниках региона, до 70 процентов, - отметила руководитель рабочей группы «Социальная справедливость» Лариса Белоцерковцева. – Анализ мониторинга поликлиник, проведенный в Нефтеюганске, Лангепасе, Мегионе, поселках Белый Яр и Федоровский, показал, что удовлетворенность югорчан услугами поликлиник – от 47% - в Нефтеюганске до 60% - в Федоровском».
Среди главных проблем, мешающих повысить эти показатели, эксперты отметили слабую материально-техническую базу поликлиник первичного звена особенно отдаленных территорий, ресурсную необеспеченность, например, штатное расписание поликлиник совершенно не соответствует порядкам оказания помощи, нехватку кадров в небольших поселениях, есть поселки, где нет фельдшера и акушерки, а врач за 600 км.
«Необходимо провести ревизию имеющегося в поликлиниках оборудования для скрининговых программ, это главная задача первичного звена – скрининговые программы и профилактические осмотры, а потом диспансеризация», - считает эксперт ОНФ в Югре Максим Слепов.
Важно создать условия для оказания медпомощи, сюда относятся и парковочные места около поликлиник, наличие рядом автобусных остановок, создание доступной среды. Необходимо приблизить медпомощь к населению, открывая филиалы поликлиник в многоэтажных домах, так как города растут, а поликлиники остались на прежних квадратных метрах.
Решить обозначенные проблемы может помочь новый проект «Бережливая поликлиника», который стартовал в Югре. Суть проекта – сделать посещение медучреждения для граждан более комфортным, повысить качество и доступность оказываемой помощи. Так в Мегионе провели хронометраж движения потоков пациентов на территории поликлиники, исходя из чего выработали комплекс мероприятий, направленный на оптимизацию процессов оказания медпомощи и устранения временных потерь пациента путем перераспределения нагрузки между врачебным и сестринским персоналом, разделения потоков больных и здоровых пациентов…
Проект должен решить и проблему нехватки узких специалистов, судя по мониторингу ОНФ, именно этот вопрос наиболее важен для югорчан. По мнению экспертов, нередко дефицит создается искусственно, благодаря интернет-записи.
Часто к узким специалистам записываются пациенты, которые сами себе назначили прием. Это неэффективно, тем более, по статистике, после самозаписи ежемесячно не приходят на прием до 800 человек. К специалисту должен направлять терапевт, считают эксперты.
«Развитая инфраструктура информационных технологий, правильно организованные рабочие места для врачей и умные программные продукты, которые соединят все медицинское пространство, грамотная логистика, в основе которой лежит рискоориентированный подход, многопрофильность врача, способного оказать помощь на малых территориях, расширение выездных форм предоставления медпомощи в отдаленных поселениях, - те задачи, которые сегодня должно решить медицинское сообщество в рамках проекта «Бережливая поликлиника». Пока сделаны первые шаги, - отметила Белоцерковцева. – Главным итогом сегодняшней встречи должны стать методические рекомендации для территорий: «Что такое «Бережливая поликлиника» и каков алгоритм действий реализации программы».