21 марта в Кремле состоялось заседание Совета при Президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам, в рамках которого министр Вероника Скворцова запросила у Владимира Путина дополнительное финансирование на сферу здравоохранения. При этом в своем выступлении она упомянула о том, что будут развиваться высокие технологии — звучали слова «робототехника», «киберпротезы», «электронные карты пациентов» и «научно-образовательные кластеры». На просьбу министра Президент ответил, что необходимы «другие инструменты», «нужно отходить от формализма», и что «нужны результаты». Владимир Путин также подверг критике тот факт, что Минздрав и другие ведомства прибегают к использованию общественных советов для решения своих проблем, назвав их «управляемыми структурами». Ранее глава государства заявлял о важности вовлечения в решение общественных вопросов, в том числе здравоохранения, деловых объединений, таких как РСПП, и вносить соответствующие поправки в законодательство.
По словам Президента, стране нужна «технологическая революция» и «лучший мировой опыт». В тоже время министр здравоохранения говорила о расходах на мотивацию граждан к здоровому образу жизни, соответственно, об инвестициях в противотабачные, противоалкогольные проекты, а также в проекты здорового питания. Если и здесь следовать логике, обозначенной главой государства, целесообразно отойти от формализма и больше вовлекать деловое сообщество в сферу производства продуктов с пониженным риском для населения.
В этой связи нельзя не вспомнить о технологическом прогрессе в сфере снижения факторов риска, которые демонстрирует бизнес. Это всевозможные технологические инновационные новшества с потенциально сниженным риском, внедрение которых снизило бы нагрузку государственного бюджета на лечение граждан. В первую очередь это касается таких сфер, как алкогольная и табачная промышленность. Тут следует отметить инновации в сфере безалкогольной продукции и альтернативные средства доставки никотина без процесса горения. Как сказал президент Противоракового общества России Давид Заридзе во время Круглого стола в Госдуме, «табачное изделие — это регулируемый фактор риска. Поэтому использование продуктов пониженного риска (электронных сигарет и других систем доставки никотина) не только имеет право на существование, но и оправданно, так как, скорее всего, приведет к снижению риска хронических неинфекционных заболеваний, связанных с курением сигарет». «Потенциал таких устройств очень велик. Поэтому необходимо отказаться от стремления контролировать их наравне с обычными табачными продуктами», — добавил он.
Крупнейшие представители международного бизнеса вкладывают миллиарды долларов в создание продукции с пониженным риском. Это путь к выстраиванию общественного компромисса в рамках текущей кризисной ситуации и в духе директив, обозначенных Владимиром Путиным на заседании Совета при Президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам.