«Сегодня у нас есть острая необходимость в проведении собственных эпидемиологических исследований и изучении долгосрочного эффекта электронных сигарет на популяционном уровне», заявил на прошлой неделе в рамках круглого стола в Госдуме президент Противоракового общества России Давид Заридзе. «Кроме того, нам надо разобраться, что есть что: где электронная сигарета, где вейп – их много, и смешивать их ни в коем случае нельзя», — добавил он.
Точка зрения Заридзе находит поддержку в научном сообществе. «Я абсолютно согласен с тем, что нам не хватает отечественных исследований в данном направлении. Проблема в том, что в настоящее время у нас даже нет разработанных программ, методик и критериев для тестирования электронных сигарет на российском рынке», — отметил Алексей Трофимов, заместитель директора по науке ФГБУН Институт биохимической физики им. Эмануэля Российской академии наук. «Если мы будем опираться только на зарубежный опыт, следует учитывать, что основной данных, опубликованных до 2015 года, касается электронных сигаретах первого и второй поколения, которые не слишком отличаются друг от друга. Сейчас рынок наполняется новыми устройствами, это фактически мини-компьютеры, которые позволяют регулировать свойства аэрозоля. Поэтому данные нужно каждый раз корректировать под текущую ситуацию», — добавил он.
Тем не менее, первые исследования электронных сигарет и других систем доставки никотина уже проводятся на уровне нескольких институтов. Так, Институт биохимической физики им. Эмануэля разрабатывает методы скрининга свойств аэрозоля и изучает их качественную зависимость от режима работы устройства. «Мы изучили электронную сигарету со сменными нагревателями, следовательно, у нее много опций по контролю свойств аэрозоля. На ее примере мы выявили, что одно и то же устройство может функционировать в совершенно разных режимах и оказывать совершенно разное влияние на здоровье человека. Относительно безопасный режим мы наблюдали при использовании титанового нагревателя. Однако как только мы заменили спираль на никелевую, начался сильный разгон образования гидроперекиси», — рассказал Алексей Трофимов. По оценкам многих ученых, электронные сигареты последнего поколения обладают широкими возможностями, но на данный момент практически не исследованы.
Подобные исследования электронных сигарет и систем нагревания табака сегодня проводятся в ряде российских научных учреждений. Об этом на «круглом столе» рассказал Давид Заридзе и Рамил Хабриев, директор ФГБНУ НИИ общественного здоровья имени Н.А.Семашко.
Одна из главных тем исследования – регулирование содержания токсических и канцерогенных веществ, которые образуются в результате пиролиза табака при очень высоких температурах. По мнению Давида Заридзе, «табачное изделие – это регулируемый фактор риска. Поэтому использование продуктов пониженного риска (электронных сигарет и других систем доставки никотина) не только имеет право на существование, но и оправданно, так как, скорее всего, приведет к снижению риска хронических неинфекционных заболеваний, связанных с курением сигарет». «Потенциал таких устройств очень велик. Поэтому необходимо отказаться от стремления контролировать их наравне с обычными табачными продуктами», — добавил он.
В начале января Минздрав сообщил о разработке новой антитабачной концепции «на 2017-2022 годы и дальнейшую перспективу». В частности, было предложено приравнять электронные сигареты к обычным и расширить перечень мест, где будет запрещено курение. Кроме того, Министерство выступило с инициативой полностью запретить продажу табака после 2033 года людям, родившимся в 2015 году и позднее. 9 марта в Государственной думе прошло заседание «круглого стола», в рамках которого политики, ученые и общественные деятели смогли высказать свое отношение к текущей антитабачной политике.