Активисты ОНФ выявили более 100 случаев реорганизации медицинских учреждений в регионах в рамках проводимой Минздравом РФ оптимизации системы здравоохранения. Большинство из них произошли в сельской местности, где доступность медпомощи существенно ниже, чем в городах. ОНФ передаст данную информацию в Минздрав РФ с просьбой проверить обоснованность проведенной реорганизации медучреждений.
Проблемы реорганизации медучреждений в регионах обсуждались на круглом столе, состоявшемся на площадке Народного фронта, где присутствовали представители Минздрава РФ, врачи, эксперты.
Позитивный опыт реорганизации выявлен в Белгородской области, где на базе трех центральных районных больниц – Яковлевской, Алексеевской и Губкинской – открылись первичные сосудистые отделения для оказания помощи пациентам с острым нарушением мозгового кровообращения, а часть терапевтических коек были перепрофилированы в неврологические. Только в 2016 г. в регионе было отремонтировано и построено 233 фельдшерско-акушерских пункта и центра врачей общей практики; приобретено медицинское и медико-технологическое оборудование для оснащения фельдшерско-акушерских пунктов и центров общей врачебной практики на сумму более 110,0 млн руб.
Однако, большинство примеров реорганизации, озвученных на мероприятии, оказались негативными. В 64 случаях реорганизация была связана с закрытием учреждений, отделений либо с уменьшением их мощностей, в 15 – с сокращением коек, в 16 – с сокращением врачей. В 13 регионах в связи с дефицитом кадров власти были вынуждены закрыть медицинские подразделения. Зачастую упразднение медучреждений и сокращение медспециалистов проходило без общественных слушаний. В итоге пострадали местные жители – доступность медпомощи для них существенно снизилась.
Как выяснили активисты Народного фронта, больше всего от нерациональной реорганизации медучреждений пострадали жители Магаданской области. Без общественных слушаний было решено ликвидировать родильное и гинекологическое отделения и в Архангельской городской клинической больнице №7. Министерство здравоохранения Архангельской области обосновывало это решение необходимостью проведения подготовительных мероприятий к вводу в эксплуатацию строящегося областного перинатального центра, однако он до сих пор не заработал. Без врачебной помощи остались полторы тысячи жителей села Солнечная Поляна, расположенного в Самарской области, где в 2012 г. закрыли поликлинику.
Поэтому по итогам обсуждения участники встречи поддержали инициативу ОНФ направить в комитет Госдумы по охране здоровья предложения ко второму чтению законопроекта. Они предусматривают обязательное проведение общественных слушаний при принятии решений о проведении любых организационно-штатных мероприятий в медицинской организации государственной или муниципальной системы здравоохранения. Также эксперты ОНФ рекомендовали включить в проект закона положение о разработке Минздравом России единого порядка проведения таких общественных слушаний, а также о нормативном закреплении понятия «структурное подразделение медицинской организации».
«Безусловно, обновления в системе здравоохранения должны быть. Однако эти изменения необходимо тщательно просчитывать и согласовывать с гражданами, поскольку они направлены на обеспечение доступной и качественной медицинской помощи самим гражданам. Очень часто мы экономим на решениях и переплачиваем в десятки и сотни раз за последствия. По итогам круглого стола мы направим обобщенную информацию в Минздрав России с просьбой принять необходимые меры по устранению выявленных негативных последствий. Также ситуация в регионах показывает, что необходим закон, чтобы обеспечить защиту прав граждан на доступную медицинскую помощь», – заявила член Центрального штаба ОНФ, депутат Госдумы Ольга Савастьянова.
Губкин Белгородской области является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.