В Алтайском крае необходимо обеспечить работу санитарной авиации, отвечающей реальным потребностям населения в экстренной медицинской помощи и эвакуации, считают активисты регионального отделения Общероссийского народного фронта. Алтайский край по площади занимает 24 место в стране, имеет низкую плотность населения и значительные расстояния между населенными пунктами. При этом 98% выездов для оказания скорой специализированной помощи в регионе осуществляется на автомобилях.
В рамках контроля за исполнением поручения президента России, лидера Общероссийского народного фронта Владимира Путина о повышении доступности медицинской помощи алтайские общественники проанализировали данные о работе Краевого центра медицины катастроф. В настоящее время здесь сформирована 31 бригада различного профиля. За год происходит до 1 тыс. 800 выездов, 98% из них – на машинах скорой помощи. Лишь в 2% случаев специалисты вылетают к тяжелым больным или пострадавшим на вертолете. Средняя стоимость одного вылета в регионе ежегодно растет. К примеру, если в 2014 г. он обходился в 305,3 тыс. руб., то в 2016 г. – уже в 356,4 тыс. руб. Кроме того, существует серьезная нехватка вертолетных площадок при медицинских учреждениях. А сам авиапарк, доступный медикам в регионе для аренды, состоит из пяти вертолетов Ми-8, не оборудованных под задачи санитарной авиации, средний возраст которых к тому же составляет более 30 лет.
«В Алтайском крае предпринимаются шаги по обеспечению доступности экстренной помощи. С 2003 г. филиалы Краевого центра медицины катастроф работают в Бийске, Рубцовске и Славгороде. Но это не снимает потребности в эвакуации людей воздушным транспортом из отдаленных районов. Его нехватку испытывают многие регионы страны и нужно ликвидировать зависимость системы здравоохранения от авиапредприятий», – считает руководитель региональной рабочей группы ОНФ «Социальная справедливость» Александр Лазарев.
Эксперт ОНФ отметил, что общественники акцентировали внимание на необходимости обеспечения эффективной работы санитарной авиации в регионах еще в 2013 г. при подготовке к «Форуму действий» ОНФ. Общественники говорили, что этот шаг обусловлен административно-территориальной спецификой регионов, кадровым дефицитом медицинских работников на периферии и неизбежностью урбанизации. Чтобы ситуация изменилась качественно, нужно поддержать регионы на федеральном уровне. Но прежде исполнительная власть, контрольно-надзорные органы, представители экспертного сообщества должны выработать единые подходы к оценке работы служб экстренной медицинской помощи с учетом специфики каждого региона.
«Если на Ямале за год выполнены три с лишним тысячи вылетов, а в Алтайском крае десять, это вовсе не значит, что в нашем регионе не работает служба медицины катастроф. Ведь за первые шесть месяцев 2016 г. алтайские специалисты помимо десяти вылетов совершили почти 800 выездов на автомобилях. Кроме того, они проводят до 50 консультаций в сутки и ведут другую работу в рамках медицины катастроф. В условиях большой протяженности региона создание эффективной службы санавиации позволит существенно повысить скорость и качество оказания экстренной помощи людям в самых дальних селах», – отметил Лазарев.
В региональном отделении ОНФ считают, что проблема оказания экстренной медицинской помощи становится актуальна и для больших городов. При разработке градостроительных планов муниципальные власти нередко забывают резервировать земельные участки под строительство станций скорой помощи, поликлиник и других объектов здравоохранения в новых районах жилой застройки. В результате увеличивается срок ожидания бригад скорой помощи. Представители ОНФ призывают руководство муниципалитетов учитывать потребности новых микрорайонов в объектах социальной инфраструктуры.