Врачебная тайна - это вопрос, в котором сегодня открываются все новые и новые грани. И связано это не только с культурой, традициями, этическими и профессиональными нормами, но и современными технологиями, которые высокими темпами занимают все большее место в нашей жизни. Но основное место в вопросе врачебной тайны занимают не информационные технологии, а то, что испокон веков было ценным и важным для человека. Сохранение врачебной тайны — это, прежде всего, уважение частной жизни, уважение к личности.
У каждого человека есть право на сохранение границ своей частной жизни, личностной территории. Нарушение личностных границ можно наблюдать повсюду - родитель на улице шлепает своего ребенка, кричит на него. Такой человек не задумывается о том, что даже просто крик — это унижение, которое может стать настоящей психологической травмой для ребенка и негативно повлиять на его жизнь; начальник кричит на подчиненных, злоупотребляя своей властью и забывания об уважении к личности, нарушая границы и заходя на территорию эмоциональной сферы человека, где нет начальников; случается так, что врачи прямо в коридоре поликлиники могут спросить ожидающего приема пациента, что именно у него случилось, открыто обсуждает на публике проблемы пациента, заставляя последнего краснеть и опускать глаза. Этот список можно продолжать бесконечно и в основе такого обращения с человеком лежит, конечно же, неуважение.
С другой стороны, очевидно, что пациенты больше тянутся в клиники, где к ним относятся уважительно, проявляют обходительность, пусть даже это проявляется в мелочах. В некоторых частных клиниках, к примеру, заменили таблички с названием специальности доктора на таблички с номерами кабинетов. Сделано это из соображения заботы об эмоциональном комфорте пациента. Другими словами, в тайне сохраняется даже то, к какому врачу обращается пациент. Такой сервис вполне соответствует тому, что называется клятвой Гиппократа, и несет в себе достойный уровень уважения к личности и ее интересам: «Что бы при лечении — а также и без лечения — я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена, преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому».
Такое решение руководства клиники не связано с выполнением предписаний по работе с медицинскими персональными данными или закона о защите персональных данных, это скорее напрямую связано с уважением к частной жизни своих пациентов. Это корпоративный норматив отдельно взятой клиники и, конечно, уважение врачебной тайны. Такой подход в работе клиники формирует доверие со стороны пациентов, к слову, лидера в «большой тройке» мотивов пациента, определяющих выбор того или иного врача (доверие, результативность лечения и понятность объяснения). Это те корпоративные стандарты сервиса медицинских услуг, которые продолжат привлекать и удерживать пациентов словно магнит.
Сегодня люди все больше и больше внимания уделяют безопасности личных данных. Это и неудивительно, ведь все больше информации хранится в облачных хранилищах и социальных сетях. Многие компании используют те или иные данные, чтобы прогнозировать поведенческие реакции человека, выдавать ту рекламу, которая будет ему интересна. Личная жизнь перестает быть личной и все чаще становится достоянием общественности, зачастую с молчаливого согласия главного героя.
Но как бы ни росли информационные потоки, какой бы доступной ни становилась информация, существует тайна, которую стараются сохранить всеми силами. Тайна, которая порой важнее государственной, – это врачебная (медицинская) тайна. Раскрытие ее может изменить течение чьей-то жизни, развитие компании или повлиять на судьбу целого государства.
Что же входит в понятие медицинской тайны. Основными постулатами является сохранение в секрете следующих данных:
• факт обращения в медучреждение;
• состояние физического и психического здоровья человека;
• диагноз и прогноз заболевания;
• другие факты, установленные в ходе лечения пациента.
К другим фактам относится информация о жизни пациента, любая визуальная и аудиоинформация полученная медицинскими работниками во время исполнения своих должностных обязанностей.
Врачебная тайна регламентируется как определенными пунктами законодательства, так и перечнем морально-этических норм. Основное определение медицинской тайны дается в законе «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» от 21.11.2011 № 323-ФЗ. Разглашать личные медицинские данные допускается только с письменного согласия пациента, в котором он указывает лиц, которым разрешен доступ к персональным данным. Исключения могут быть сделаны:
• при начатом обследовании и лечении человека, неспособного выразить свою волю;
• существенной угрозе распространения инфекционных болезней;
• необходимости сообщить в ОВД о факте нанесения телесных повреждений;
• расследовании несчастного случая, произошедшего на производстве либо в учебном заведении;
• обмене сведениями между медучреждениями;
• осуществлении контроля над качеством оказываемой медпомощи;
• запросе органов следствия, суда, прокуратуры, военкомата.
Сохранение врачебной тайны – один из самых сложных пунктов при общении врача, пациента и его родственников. К таким примерам можно отнести желание близких знать, что происходит с их родственником. С точки зрения человеческих отношений, это понятное и нормальное желание, но если согласие пациента на это получено не было, подобные желания противоречат закону. Зачастую родственники просят не говорить пациенту о его диагнозе, чаще такое бывает при онкологических заболеваниях. Подобные просьбы также противоречат законодательству, поскольку пациент имеет право получать всю информацию о своем здоровье, если иное желание он не выразил в письменной форме. Искусство врача заключается в том, чтобы донести до пациента информацию в понятной ему форме, выбрать момент, когда это можно сделать с минимальными потерями.
Отдельным пунктом можно выделить взаимоотношения врача и подростков. С одной стороны, они несовершеннолетние и не могут выражать собственную волю по многим вопросам, однако с 15 лет возникает право ребенка на соблюдение тайны о его состоянии и здоровье. Подростки и родители часто об этом не знают, а врачи порой упускают из вида этот щекотливый момент.
Защищая персональные данные наших пациентов, компания «Смарт-технологии» соответствует законодательным нормам по хранению и обработке персональных данных, практикует стандарты сервиса и защиты врачебной тайны, применяет современные средства шифрования и защиты информации. Нашим кредо является создание доверительных отношений между врачом и пациентом, поэтому о здоровье обратившегося знает лишь тот врач, которому пациент доверил свою тайну.
Елена Евгеньевна Кожина,
заместитель генерального директора ООО «Смарт-технологии»
Владислав Хуссейнович Мохамед Али,
к. м. н., хирург, доктор общей практики, медицинский директор ООО «Смарт-технологии»