Из интервью Председателя Правления ПФР газете «КоммерсантЪ».
- Для ПФР предусматриваются какие-то новые функции, чем будет заниматься ваше ведомство, кроме пенсий?
- Мы вошли в два масштабных проекта по созданию и ведению федерального регистра инвалидов и единой государственной информационной системы социального обеспечения - ЕГИССО. Задачи у них похожие: интеграция информации от всех участников, оказывающих госуслуги инвалидам, в первом случае до учета всех видов мер социального обеспечения граждан на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Такая интеграция становится возможной благодаря развитию собственных информационных систем различных ведомств, системы межведомственного электронного взаимодействия. Сегодня необходимо особенно тщательно вести учет расходов, иметь базу для комплексного анализа. Вторая задача реестра инвалидов и ЕГИССО - это создать модель «одного окна» для информирования гражданина о всех его льготах и возможностях по получению мер социальной поддержки со стороны государства. У каждого гражданина будет свой виртуальный личный кабинет, через который он сможет обращаться за той или иной федеральной или региональной услугой. В свою очередь все ведомства будут поставщиками информации в системы и одновременно ее потребителями.
- Когда будет запущен регистр инвалидов и почему Пенсионному фонду его поручили делать?
- В 2017 году регистр заработает и будет как минимум обладать информацией федеральных ведомств, а сейчас идет работа по выстраиванию его архитектуры и разработке форматов наполнения системы информацией. Когда готовилось решение об операторе системы, было принято, что Минтруд осуществляет координацию работ по ее созданию, ведению и использованию, Минкомсвязь обеспечивает инфраструктурой и помогает строить межведомственное электронное взаимодействие, а мы являемся оператором регистра инвалидов. ПФР платит большинству инвалидов пенсии (за исключением «военных» пенсионеров) и всем - ежемесячную денежную выплату, соцдоплаты к пенсиям. В итоге у нас в той или иной степени есть информация по более чем 11,5 млн инвалидов по 14 из 18 основных показателей реестра, то есть у нас уже есть база, а значит мы являемся менее затратным ведомством для создания регистра и сделаем его без привлечения дополнительных средств. Но список показателей реестра не закрыт, будет расширяться. Федеральный реестр станет государственной информационной системой, в которой будет вся актуальная информация по каждому инвалиду - о соцвыплатах, пенсии, степени утраты трудоспособности гражданина, реализации плана реабилитации, получении медицинских, образовательных услуг, региональных мер соцподдержки и так далее. То есть станет возможным видеть жизненный путь каждого инвалида, степень его социальной адаптации и интеграции через полученное им сначала общее образование, потом специальное и трудоустройство, если таковое будет. Потребность государства в такой интегрированной информации по инвалиду еще и лежит в плоскости требований ратифицированной Россией Конвенции о правах инвалидов.
Вся информация в реестре юридически значимая, то есть она будет учитываться другими ведомствами, и инвалиду не надо будет представлять одни и те же документы во все инстанции – в органы соцзащиты, Пенсионный фонд, ФСС... У инвалида будет личный кабинет в интернете, через который он будет видеть, на какие виды услуг у него есть право, и будет дистанционно в различные ведомства подавать заявления на получение мер соцподдержки. Все это даст экономию времени и средств и самого гражданина, и организаций, оказывающих услуги инвалидам.
Кроме того, сам реестр нам интересен и потому, что он станет важной часть другого еще более крупного нашего проекта - ЕГИССО.
Анастасия Мануйлова, газета «КоммерсантЪ».