Есть основания предполагать, что французская компания «Буарон» ввела в заблуждение ФАС с целью выдавить с рынка конкурента, поставляющего более дешевые лекарства.
В конкурентной борьбе все средства хороши. В попытке выдавить с рынка своего конкурента – канадскую компанию «Гомеокан» - французский концерн «Буарон» пошел на создание ситуации, позволившей использовать ФАС в качестве инструмента недобросовестной конкуренции.
Сначала французский концерн изменил упаковку своего препарата «Оциллококкциннум» до степени схожести с упаковкой препарата своего конкурента «Натуркокциннум», а потом пожаловался на конкурента в Федеральную антимонопольную службу.
К жалобе «Буарона» были приложены результаты исследования Лаборатории социальной экспертизы Института социологии РАН.
Из них следует, что «63% респондентов считают, что упаковки «Натуркоксинум» и «Оциллококсинум» схожи по внешнему виду» и «64% считают, что производителем товара в упаковке «Натуркокциннум» является компания «Буарон».
Основываясь на предоставленных данных, ФАС потребовала от компании «Гомеокан» внести изменения в макеты потребительских упаковок.
Концерн, обладая полной информацией, тем не менее не сообщил федеральному регулятору, что схожесть упаковок возникла в результате изменения упаковок препарата «Оциллококциннум» компанией «Буарон».
• действующая упаковка «Натуркокциннума» зарегистрирована министерством здравоохранения 31 июля 2012 года
• новая упаковка препарата «Оциллококциннум» используется с сентября 2014 года, о чем французский концерн сообщал на своем сайте.
Таким образом, данные о датах регистрации упаковок позволяют предположить, что ФАС поддержал виновную сторону, ведь схожесть упаковок возникла в результате действий Лаборатории «Буарон» и именно в её сторону должны быть предъявлены претензии о факте недобросовестной конкуренции.
Более того, у данного события могут быть и определенные социальные последствия. Выполнение текущих требований ФАС, основанных на неполной информации, приведет к тому, что конкуренция на данном лекарственном сегменте исчезнет (другие аналогичные препараты на рынке отсутствую), а потребители лишатся выбора и будут вынуждены приобретать лекарства как минимум на 20 (двадцать) процентов дороже.
Комментарии экспертов
Руководитель «Первой Патентной Компании» Аронов Анатолий Борисович:
«Очевидно, что такая «забывчивость» со стороны французского концерна не случайна. Однако, французы перехитрили сами себя. Они представили в ФАС результаты экспертизы, подтверждающей сходство упаковок и введение потребителей в заблуждение. Но это сходство возникло не в результате действий конкурента, а в результате их собственных действий. Фактически, «Буарон» предоставил в ФАС результаты экспертизы, доказывающей их собственное правонарушение».
Александр Емелин, Эксперт по юридическому рынку:
Доказав свое авторство и первенство в использовании упаковки, канадская «Гомеокан» в праве подать встречный иск к французскому производителю. Правильное использование судебной практики позволит ввести запрети «Буарон» далее использовать схожее оформление лекарства. Кроме того, российское законодательство, предоставляет правообладателю возможность взыскать с оппонента компенсацию убытков, включая упущенную выгоду, а так же претендовать на доход, полученный нарушителем с объекта авторского права. Учитывая объемы продаж и спрос на данный препарат, сумма может оказаться внушительной
Директор Агентства Партизанского Маркетинга Павел Коротин:
«Логика действий французского производителя понятна. Компания, доминирующая на рынке в данном сегменте, пробует использовать весь доступный им административный ресурс для силового давления на конкурента. Но опыт показывает, что, переходя грань, можно получить обратный эффект. Как в общественном мнении, так и в правовом поле. Нельзя использовать государственные надзорные органы «втёмную», предоставляя им недостоверные данные (а в данном случае неполнота данных приводит именно к недостоверности)».