В Кировской области побывал директор фонда независимого мониторинга медицинских услуг и охраны здоровья человека «Здоровье», член центрального штаба ОНФ Эдуард Гаврилов. Он осмотрел несколько учреждений здравоохранения, пообщался с пациентами и сделал выводы о качестве проведенной оптимизации системы здравоохранения.
В течение двух дней эксперт посетил центральную районную больницу в Суне, областную больницу, фельдшерско-акушерские пункты в поселке Дресвяново и селе Бурмакино Кирово-Чепецкого района, офисы врачей общей практики в Порошино и Чистых прудах. Впечатления от увиденного у него остались противоречивые.
«Объективно говорить о доступности медицинской помощи можно только с большой натяжкой. Показатели, к сожалению, не очень хорошие – смертность в 2015 году снова выросла, в районах — крайне низкая укомплектованность медицинскими кадрами. Несмотря на то, что объем госпитализаций снижается, смертность в больничных стационарах, напротив, растет. В каких-то ЦРБ она выросла в 2 раза по итогам 2015 года. Непонятно, с какой целью проводилась оптимизация, если целевые показатели не достигаются», — отметил Эдуард Гаврилов.
Отдельный вопрос вызвала политика местных властей по строительству новых микрорайонов, при которой не учитываются будущие потребности населения в лечебном учреждении.
«В микрорайоне Чистые пруды 12 тысяч учтенного населения. И микрорайон продолжает расширяться. При этом там абсолютная транспортная недоступность, не предусмотрено никакого лечебного учреждения. Все 12 тысяч населения замыкаются на небольшое помещение здравпункта, для этого не приспособленное, где мамы с маленькими детьми в тесноте и духоте проводят по полдня, равно как и взрослые. И это только на прием к терапевту. А для того, чтобы попасть к узким специалистам, им нужно ехать в центр Кирова, по этим ужасным разбитым дорогам. Это не областной центр, а глухой таежный край», — выразил недоумение директор фонда «Здоровье».
Отвечая на вопросы журналистов, эксперт ОНФ выделил основные проблемы кировской медицины — недоступность для жителей удаленных населенных пунктов, а также острая нехватка узких специалистов.
«Пример Сунской ЦРБ – относительно благополучной по сравнению со многими другими. Там нет лор-врача, кардиолога, невролога. Хирург принимает 1 раз в неделю. Гинеколог на учебе. А как из этого района везти роженицу по этой трассе? С некоторыми населенными пунктами вообще отсутствует прямое транспортное сообщение. Для чего нужна такая оптимизация? Срок ожидания приема у специалиста не должен превышать 10 дней. А сегодня в коридоре областной больницы пациенты из районов жаловались, что в родном населенном пункте им приходится ждать приема даже у терапевта иногда по 3 недели, не говоря уж об узких специалистах», — высказался он.
По мнению Эдуарда Гаврилова, эти проблемы носят системный характер. Вызывает большие вопросы то, как проходила оптимизация. В частности, то, почему федеральное министерство здравоохранения не обеспечило единую методологию и нормативную базу: расчет потребностей в трудовых ресурсах медицинских организаций, учет последствий. Требования к размещению медицинских организаций были утверждены только в конце 2015 года – после того, как основные оптимизационные мероприятия уже были проведены.
По словам Эдуарда Леонидовича, выявленные проблемы будут озвучены на межрегиональном форуме ОНФ, который пройдет в Йошкар-Оле в конце апреля. Более того, Общероссийский народный фронт намерен добиваться их решения как на федеральном, так и на региональном уровнях.
К слову, фонд «Здоровье» разработал интерактивную карту по доступности медпомощи в регионах. В 2013 году Кировская область по итогам достижения целевых показателей из двух госпрограмм находилась в графе «удовлетворительно». В 2014 году снизилась смертность, были успешно достигнуты и некоторые другие показатели. В итоге область оказалась в графе «хорошо». Как предполагает Эдуард Гаврилов, по итогам 2015 года из-за роста смертности и ухудшения ряда других показателей наш регион снова вернется в графу «удовлетворительно».