В отделении Общероссийского народного фронта в Челябинской области состоялось заседание региональной рабочей группы «Социальная справедливость». На круглом столе обсуждались проблемы трудоустройства людей с инвалидностью, а также доступность реабилитации.
Ежегодно в центры занятости Челябинской области обращаются порядка 4,5 тыс. инвалидов, трудоустраивается лишь каждый четвертый. Эксперты считают, что главная причина высокого процента безработных среди лиц с ограничениями по здоровью – в неисполнении закона о квотировании. На круглом столе представитель регионального управления по труду и занятости сообщил, что в 2015 г. предприятия подали 4 тыс. 700 вакансий, но трудоустроить по ним удалось всего 68 человек, то есть работодатель формально выполняет закон, а фактически даже не пытается подобрать подходящие варианты трудоустройства инвалидов. При этом штраф за данный вид нарушения минимален – порядка 5 тыс. рублей.
«Фронтовики» предложили представителям власти показать пример, оборудовать места и взять на работу людей с ограничениями по здоровью. Для того, чтобы кардинально решить вопрос трудоустройства людей с инвалидностью, эксперты отделения ОНФ в Челябинской области предложили на региональном и муниципальном уровнях принять законодательные инициативы по аренде рабочих мест.
«Если квотирование на производстве не осуществляется из-за невозможности организации квалифицированных рабочих мест и соблюдения техники безопасности, то можно использовать опыт других регионов. Так, в Республике Коми и Тюменской области промышленные предприятия выделяют фонд заработной платы для трудоустройства инвалидов в некоммерческие организации, обычно профильные, такие как общество инвалидов. Таким образом выполняется закон о квотировании рабочих мест, люди получают социальную адаптацию, а НКО – ответственных и заинтересованных сотрудников», – рассказал член ревизионной комиссии отделения ОНФ в Челябинской области Евгений Коробейников.
В пользу данной программы говорит и статистика. «На Южном Урале трудоустроено 3-5% людей с инвалидностью, при этом в Тюменской области, где данный закон работает, рабочими местами обеспечено 42-45% людей с инвалидностью. Как выяснилось, в Челябинской области этот законопроект, разработанный региональным управлением по труду и занятости, не пропускают юристы местного законодательного собрания. В связи с чем мы приняли решение создать группу мониторинга аренды рабочих мест, которая изучит принятые нормативные акты в регионах, реализующих эту программу», – сообщил эксперт отделения ОНФ в Челябинской области Дмитрий Степанов.
По-прежнему острым на Южном Урале остается вопрос реабилитации людей с инвалидностью, особенно с поражением опорно-двигательного аппарата. В регионе нет ни одного специализированного центра, который занимался бы оздоровлением инвалидов-колясочников и инвалидов-опорников. Ранее они проходили реабилитацию в Еманжелинске в нейрохирургическом отделении при городской клинической больнице, в настоящее время медучреждение не оказывает полного комплекса услуг по реабилитации. Более того, курс восстановления может проходить не более восьми человек одновременно, при этом в Челябинской области число инвалидов всех видов заболеваний превышает 230 тыс. человек (число инвалидов-колясочников и инвалидов-опорников представители власти назвать не смогли).
Общественники призвали представителей власти уделить особое внимание восстановлению людей с инвалидностью, создать условия для открытия центров физической и медицинской реабилитации, а также профориентации. Эксперты регионального отделения ОНФ отметили, что вопрос реабилитации важен для широкого круга южноуральцев – люди с инвалидностью, получившие травму (без присвоения инвалидности), при ряде заболеваний (например, онкология) и др. В связи с этим общественники считают необходимым разработать и принять закон о реабилитации, который бы гарантировал гражданам данный вид помощи и в полном объеме зафиксировал права людей на реабилитацию в различных ситуациях. Данное предложение было поддержано представителями региональных министерств, которые готовы оказать поддержку в формировании комплексного нормативного акта, закрепляющего все виды реабилитации (социальная защита, здравоохранение, образование, трудоустройство и пр.).