Качество и доступность медицинской помощи за последний год снизились. К такому выводу пришли более 20% россиян. Об этом свидетельствуют результаты опроса более 10 тыс. человек, проведенного Российским союзом сельской молодежи (РССМ) совместно с Центром ОНФ по мониторингу качества и доступности здравоохранения в рамках исполнения поручений президента РФ Владимира Путина по итогам форума по здравоохранению ОНФ «За качественную и доступную медицину!».
В Мурманской области опрос проведен в возрастной группе 21-76 лет. Его итоги показали, что более половины северян не заметили изменений качества предоставляемых медицинских услуг, так ответили 63,6%. Без малого 17% уверены, что медучреждения стали работать лучше, противоположное мнение сложилось у 10%.
Что касается доступности здравоохранения, около 57% респондентов не заметили никаких изменений. Об улучшении заявили 19,5% и около 11% считают, что доступность ухудшилась. Для 80% граждан дорога к лечебному заведению составляет менее 30 минут, до полутора часов тратят на это остальные опрошенные пациенты. Пешком до медицинских учреждений могут добраться 33,7% северян, только на общественном и личном транспорте – 25,5%.
«Мониторинг, проведенный в Мурманской области, вновь подтвердил, что в регионе остро стоит проблема нехватки врачей и медперсонала. Нехватку узких специалистов ощущают на себе почти 50% пациентов, терапевтов – 27%, младшего персонала (медсестер и фельдшеров) – 15%. Также в ходе анкетирования северяне высказали недовольство материально техническим состоянием медицинских организаций. По мнению 28% респондентов, оно является неудовлетворительным, требуется обновление оборудования. Почти 58% оценили состояние лечебного учреждения на «удовлетворительно», – поделилась итогами мониторинга сопредседатель мурманского штаба ОНФ, руководитель региональной рабочей группы «Социальная справедливость» Татьяна Кусайко.
По мнению активистов ОНФ, развития требует и информационная система медицинских организаций. Чтобы записаться на прием к специалисту чуть более 50% пациентов по-прежнему используют личную явку в регистратуру. Через интернет записываются лишь 21%, по телефону – 27%, 13% используют терминалы.
«Пациенты больше всего жалуются, что очереди в регистратуру в поликлиниках увеличились из-за того, что теперь врачи вынуждены работать и с бумажными носителями, и с электронными, – обратил внимание эксперт ОНФ, руководитель Общественного совета по защите прав пациентов в Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения Ян Власов. – Врачи вынуждены дублировать свою работу на бумаге и в компьютере, а отсутствие единой для всей страны системы приводит к невозможности создать единую базу данных и разрозненности этих самых данных. Людей также беспокоит, что врачи стали в целом больше заниматься делопроизводством, а не лечением».
Кроме того, подчеркнул Власов, свою отрицательную роль играют скептицизм и недоверие пациентов старшего возраста, которые предпочитают более традиционные каналы общения с медчуреждениями.
«Опрос также показал, что пациенты попадают к специалисту через 1-7 дней после записи. Больше недели ждать приходится 14,5% опрошенных. Находясь же в поликлинике, приема врача в очереди ждут и до 2-3 часов, независимо от того, была ли у человека запись. Разумеется, причина здесь в нехватке кадров», – сказала Кусайко.
В этой связи становится вполне объяснимым и высокий процент обращений жителей Мурманской области в платные медицинские организации. 82,4% опрошенных прибегали к услугам негосударственных учреждений. 30% северян делают это по причине отсутствия очередей. 13,5% считают, что там выше качество обслуживания и 8% отметили дружелюбность персонала. Около четверти респондентов выбрали частные организации по причине того, что в государственных те или иные виды помощи не оказывают.
Серьезную озабоченность у мурманских «фронтовиков» вызвала работа скорой медицинской помощи. Проблема также обусловлена дефицитом кадров. Лишь к 40% северян бригада прибыла за 20 минут, остальные были вынуждены ждать гораздо больше времени, а 10% – свыше двух часов. В 20% случаев у медиков отсутствовали необходимые препараты. С теми или иными проблемами при обращении в скорую медицинскую помощь в 2015-2016 гг. сталкивались 18,5% пациентов. Чаще всего медики приезжали со значительным опозданием (28,5%), у них отсутствовали лекарственные препараты (21,4%), необходимое оборудование (11,9%), пожаловались на неудовлетворительное состояние автомобиля 14,2%.
Эксперты ОНФ считают, что сфера здравоохранения требует первоочередного внимания со стороны властей. Результаты мониторинга, проведенного в рамках исполнения поручений президента России Владимира Путина по итогам форума по здравоохранению будут направлены губернатору Мурманской области.