Группа молодых ученых под руководством доктора медицинских наук, профессора кафедры биохимии и микробиологии химико-биологического факультета Оренбургского государственного университета Светланы Нотовой закончила исследование особенностей адаптации к социальным стрессам студентов с различными типами функциональной асимметрии мозга.
Физиологи поставили вопрос: различаются ли люди с разным доминированием полушарий по тому, как они адаптируются к изменяющимся условиям? Для участия в эксперименте психолог, невропатолог и психиатр, работающие в лаборатории кафедры выбрали только представителей крайних вариантов доминирования, у которых ведущими являются все левые или все правые органы (рука, ухо, глаз и т. д.). Из 1900 студентов-первокурсников отобрали группу из 50 человек, которые принимали участие в исследованиях в течение пяти лет.
Ученые ОГУ разработали методику, в основе которой лежит оценка адаптационных характеристик с помощью психологического тестирования, изучения функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы, показателей минерального обмена и биохимического статуса. «Только при комплексном изучении организма можно точно определить адаптационные возможности человека, в том числе студентов с разным профилем латерализации», - считает Светлана Нотова.
При оценке устойчивости к стрессовым нагрузкам ученые выявили, что хуже к ним адаптируются левши. Для них также характерен высокий уровень тревожности, они более склонны к агрессии, более восприимчивы к внешним воздействиям и им сложнее разрешать конфликтные ситуации. Хотя, как пояснила С.Нотова, все различия правшей и левшей находятся в пределах нормы, образно говоря, отличаются они, как человек ростом 170 см от человека 178 см.
Изучение особенностей функционирования сердечно-сосудистой системы первокурсников также показало, что левши также менее адаптированы к стрессовым ситуациям, как физическим, так и эмоциональным. В сложных жизненных ситуациях у них чаще поднимается давление, учащается биение сердца и проявляются другие признаки сильного волнения.
Большое внимание ученые уделили изучению минерального обмена и биохимического статуса – этим занимались ученые Института биоэлементологии ОГУ, который имеет статус сателлитного центра Института микроэлементов ЮНЕСКО в России. В нем проводятся исследования по выявлению взаимодействия элементного фактора и памяти, внимания, мышления, строения, характера человека. «Наша кафедра совместно с институтом давно занимается изучением биологической роли химических элементов, и нам было интересно посмотреть, отличаются ли по биохимическим показателям правши и левши», - говорит С.Нотова.
Ученые сравнили химический анализ крови и волос левшей и правшей. Как выяснилось, у леводоминантных и праводоминантных лиц различается уровень содержания в организме калия, меди, йода, кремния, железа, лития, ртути, магния, кальция, бора, марганца, селена, ванадия, никеля, цинка и свинца. Впрочем, и здесь различия незначительные. Согласно предыдущим исследованиям, гораздо больше они связаны с регионом проживания человека: организм реагирует на то, что человек пьет, ест, чем дышит - то есть откуда получает физические элементы.
Тем не менее, полученные данные позволили ученым ОГУ разработать тест-систему и рекомендации по обеспечению эффективной адаптации к социальным стрессам лиц с разными типами асимметрии мозга. Там подробно расписаны длительность и интенсивность необходимых аэробных нагрузок, интервал перехода от тренировки к состоянию покоя, сочетание «кардиоваскулярных» и дыхательных упражнений с удлиненным выдохом, гимнастика с плавными движениями в мелких и средних суставах, бег, ходьба, езда на велосипеде, бег на лыжах, катание на коньках, катание на роликах, плавание, глазодвигательная гимнастика, упражнения, направленные на активизацию межполушарных связей: с пересечением средней линии и зрительного поля (перекрёстные движения, «восьмёрка» для глаз и комплекса «рука-глаз»), применение элементов аутотренинга с использованием музыкального сопровождения, коррекция элементного статуса (принятие тех или иных пищевых добавок).
- Наши исследования положат начало созданию базовых технологий, которые будут направлены на решение задач в медицине, педагогике и в профилактической работе по предотвращению дезадаптации - частичной или полной утраты человеком способности приспосабливаться к различным условиям, - считает Светлана Нотова.