Эксперты Общероссийского народного фронта, лидером которого является президент России Владимир Путин, рекомендуют отделению Фонда социального страхования (ФСС) в Санкт-Петербурге повысить качество реализуемых для детей-инвалидов индивидуальных программ реабилитации. Региональное отделение ОНФ таким образом отреагировало на многочисленные жалобы родителей детей с ограниченными возможностями здоровья на нарушение сроков предоставления технических средств реабилитации (ТСР) и на их неприсобленность для повседневного использования. «Фронтовики» указали на недопустимость лишения детей-инвалидов подходящих им устройств адаптации.
ТСР назначаются специалистами медико-социальной экспертизы в зависимости от индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида (ИПРА) на основе федерального перечня реабилитационных услуг и средств реабилитации, который утвержден правительством России. Эти средства реабилитации предоставляются бесплатно территориальными отделениями Фонда социального страхования.
«Фронтовики», в частности, получили жалобы от родителей четырехлетней девочки-инвалида, которая страдает тяжелым заболеванием, сопровождаемым приступами эпилепсии. В марте 2015 г. ей определили ИПРА, в соответствии с которой девочка должна была получить прогулочное кресло-коляску, стул с санитарным оснащением, специальные ходунки и корректор осанки, а также направление в санаторий на лечение. Из-за материального положения семья девочки не может позволить себе такие приобретения. ФСС из всего перечня предложил семье лишь коляску и санитарный стул, которые не соответствовали индивидуальным потребностям ребенка и не подходили по размеру.
В ФСС аргументировали отказ в предоставлении подходящих по размеру средств реабилитации проблемами в организации госзаказа на приобретение штучного изделия, предназначенного исключительно для конкретного инвалида, и отсутствием средств в бюджете. После отказа родителей от неподходящего устройства девочку сняли с очереди на обеспечение техническими средствами реабилитации, лишь включив ее в очередь на санитарно-курортное лечение, которая займет около двух лет.
«По сути Фонд лишает детей гарантированных государством средств реабилитации, соответствующих их индивидуальным потребностям, и ничего не предлагает взамен, существенно нарушая их права. Проведенный общественниками анализ нормативных документов и правоприменительной практики показал, что бюро медико-социальной экспертизы редко включают в ИПРА подробные характеристики средств реабилитации. Из-за этого в фонде предлагают те изделия, которые подходят лишь формально по названию», – констатировал эксперт регионального отделения ОНФ в Санкт-Петербурге Александр Абдин.
При закреплении особых характеристик необходимого устройства в индивидуальной программе реабилитации и абилитации инвалида он рекомендует добиваться от ФСС проведения конкретной единичной закупки изделия именно с такими характеристиками.
Представитель рабочей группы ОНФ «Социальная справедливость» Александр Лысенко поддержал позицию петербургских экспертов Народного фронта и прокомментировал отказ в обеспечении ТСР девочки-инвалида.
«Случай далеко не единичный, такой подход к обезличенному обеспечению инвалидов средствами реабилитации встречается и в других регионах. Это определяется двумя ключевыми факторами. Во-первых, некомпетентностью специалистов уполномоченных органов, к которым в некоторых регионах, кроме ФСС, относятся органы социальной защиты населения. По закону они обязаны исполнять ИПРА инвалида в пределах федерального перечня, только для инвалида ИПРА носит рекомендательный характер. Второе. Индивидуальные параметры средств реабилитации, установленные в ИПРА врачами медико-социальной экспертизы, – это не их прихоть. Выявление индивидуальных потребностей инвалида или ребенка-инвалида является одной из главных целей реабилитационно-экспертной диагностики. Почему-то никого не удивляет тот факт, что люди нуждаются в обуви и одежде разных размеров. Но если речь заходит о креслах-колясках для инвалидов, сразу же возникают трудности и проблемы. Срабатывает исключительно человеческий фактор: либо плохо организованные госзакупки, либо нежелание затрачивать дополнительные усилия при исполнении своих служебных обязанностей. Почему в тех же региональных отделениях ФСС, например во Владимире или в Калуге, таких проблем не возникает?» – подчеркнул Лысенко.