На заседании рабочей группы «Честная и эффективная экономика» и группы общественного мониторинга по проблемам экологии и защиты леса регионального штаба Общероссийского народного фронта в Красноярском крае прошло обсуждение ситуации, сложившейся в Красноярске в связи с участившимися неблагоприятными метеорологическими условиями. Для обсуждения вопроса были приглашены представители Среднесибирского управления метеорологической службы, краевой природоохранной прокуратуры, администрации Красноярска, министерства природных ресурсов, управления Росприроднадзора по Красноярскому краю, Красноярского алюминиевого завода, Сибирской генерирующей компании, экологических организаций.
По данным ФГБУ «Среднесибирское УГМС», согласно ежегодным аналитическим обзорам, уровень загрязнения атмосферы в Красноярске преимущественно классифицируется как «очень высокий». Красноярск находится в неблагоприятных с точки зрения рассеивания выбросов в атмосферу метеорологических условиях. Ситуация особенно ухудшается в зимние месяцы, когда опускается туман и отсутствует ветер. В 2015 г. режим «черного неба» длился 67 дней. На протяжении последних восьми лет число таких дней из года в год увеличивается.
Специалисты министерства природных ресурсов Красноярского края, представляя данные, отметили, что в Красноярске основными источниками загрязнения являются промышленные предприятия и тепловые электростанции, которые дают 62% выбросов, а также транспорт, строительные организации, ведущие активную застройку города, объекты малого предпринимательства. Удельный вес их выбросов составляет 38%.
В отчетах ведомств звучали цифры с проведенных контрольных мероприятий, рейдов, начисленных штрафных санкций и предписаний для физических лиц и предприятий, говорилось и о попытках регулирования выбросов в период неблагоприятных метеорологических условий, о том, что на предприятия рассылаются телеграммы с предупреждением и рекомендациями уменьшить выбросы.
По мнению экспертов ОНФ, предпринимаемые ведомствами меры носят пассивный характер, разрозненны и призваны лишь реагировать на чрезвычайные ситуации и вопиющие нарушения. Общественники указали на отсутствие общей стратегии, которая планомерно вела бы к улучшению экологической обстановки в городе. Все увеличивающееся число мелких предприятий, объектов, источников загрязнения не подвержены управлению и контролю со стороны служб и управленческих структур, главная обязанность которых – стоять на страже экологического здоровья граждан.
«Мы не увидели целенаправленной работы ни администрации города Красноярска, ни министерства природных ресурсов на улучшение экологической ситуации. Нужен публичный и понятный набор стратегических мер по улучшению состояния воздуха, независимо от погодных условий. Со всеми этими вопросами мы намерены обращаться в правительство края, администрацию Красноярска», – резюмировал руководитель региональной рабочей группы ОНФ «Честная и эффективная экономика» Егор Васильев.