Эти женщины, как “Удар бича» Германа Обриста, они – господство формы и стиля. Женщины ар нуво скорее духовно-анемичны, непременно с бесконечно-текучими волнами волосами. Женщины ар деко маленькие, крепкие, колюче-спортивные, вечно куда-то летящие, звенящие и полные здоровья. Первые – томно-изысканные и эротичные каждым изгибом силуэта, вторые – стремительные, подчас мужественные, агрессивно сексуальные.
И те, и другие – это культ изысканности, противостоящей прагматизму.
Источником вдохновения для этих образов стали «Русские сезоны», архитектура Виктора Орта , театральные декорации Бенуа, работы Гончаровой и Бакста, искусство Нового Света, где ар деко господствовал на протяжении всего межвоенного периода. Их эмоциональную атмосферу и характер повторяло и художественное слово, причем в литературе оба стиля, еще больше, чем в визуальном искусстве слились вместе. Настолько, что женские образы, воплощающие эти стили, странным образом выделяются, чтобы не сказать, противостоят всем остальным женщинам. Как до сегодняшнего дня противостоит вызовам всех модельеров мира Коко Шанель.
Стили ар нуво и ар деко воспроизводятся постоянно в современной моде, всех очаровывает присущая им загадка, изящество, этот излом красоты.
Похоже, однако, что в характерах современных литературных героинь они исчезли или исчезают.
Стиль превратился в позу, вместо того, чтобы поза поднялась до стиля.
В фокусе современных авторов – личность героинь, их подлинность и именно отсутствие позы. Оборачиваются ли современные литературные героини от этого прозаичностью?
О красоте формы и личности женщин в современной литературе, о том, какой видит подлинную женщину писатель Елена Котова – в жизни, в современной прозе, в собственных работах – пойдет разговор на арт-площадке музея Ар Деко в ближайший четверг.