На сегодняшний день в Омской области зарегистрировано около 50 тысяч человек с сахарным диабетом. К сожалению, до сих пор медицине не удалось победить сахарный диабет, однако, специалисты овладели навыками управления заболеванием, которые позволяют пациентам избежать развития сопутствующих осложнений и жить долгой жизнью. Залог победы над сахарным диабетом – обучение пациентов. Именно современным подходам к обучению пациентов была посвящена пресс-конференция «Успех терапии сахарного диабета: эффективный диалог между врачом и пациентом».
Сахарный диабет представляет собой острую медико-социальную проблему, что обусловлено, прежде всего, его высокой распространённость. Как заметила главный эндокринолог Омской области Радионовой Людмилы Юрьевны, ежегодно в регионе диагностируются более 3 тыс. новых случаев сахарного диабета. Наибольшую опасность представляет сахарный диабет 2 типа, на который приходится 90% всех случаев диабета. Именно про него принято говорить «сахар не болит», так как на первых этапах заболевание протекает бессимптомно и человек может не подозревать о своём заболевании до тех пор, пока не возникнут осложнения. Специалисты отмечают, что одним из ключевых факторов развития сахарного диабета 2 типа является ожирение, что обусловлено неправильным питание и малоподвижным образом жизни.
Радионова Людмила Юрьевна, главный эндокринолог Министерства здравоохранения Омской области: «Чаще всего пациенты с сахарным диабетом имеют избыточную массу тела или ожирение, что затрудняет эффективность назначенного врачом лечения. Ведь наличие жировых отложений снижает чувствительность организма к инсулину. Поэтому, изменение характера питания пациента и расширение физической активности являются одной из важных составляющих в терапии диабета. Но обязанности людей с диабетом на этом не ограничиваются».
Сахарный диабет – это заболевание, которое требует от пациентов большой ответственности и ежедневного труда. Они должны выполнять все предписанные врачом рекомендации: регулярно принимать сахароснижающие препараты, делать инъекции инсулина, рассчитывать его дозу, контролировать уровень сахара в крови, считать хлебные единицы, вести специальный дневник самоконтроля. Однако все ли пациенты так ответственно подходят к управлению диабетом?
Радионова Людмила Юрьевна: «На практике мы часто сталкиваемся с тем, что пациенты не выполняют рекомендации врача или выполняют их не в полном объёме. Как следствие, сегодня в России более 70% пациентов не достигают индивидуальных целевых показателей глюкозы крови, несмотря на раннюю диагностику и своевременно назначенное лечение. Это приводит к развитию серьезных осложнений и ранней смертности. Причина в том, что люди не владеют информацией о том, как правильно жить со своим заболевании, а, следовательно, не могут его контролировать. Это препятствует достижению компенсации заболевания. Таким образом, мы видим всю важность и актуальность обучения пациентов».
Одним из первых врачей, который еще в 1920-х годах указал на исключительную важность обучения людей с диабетом, стал эндокринолог Эллиот Проктор Джослин, один из пионеров инсулинотерапии. Он оценил революционную роль инсулина и понял, что его надо не просто вводить, а вводить, обучая больных. Несмотря на активное развитие программ обучения пациентов в 70-е годы прошлого столетия, лишь в 1998 году Всемирная организация здравоохранения признала терапевтическое обучение, введя в использование этот термин, одним из методов лечения большого числа хронических заболеваний, и в первую очередь сахарного диабета, наравне с хирургическими и лекарственными методами лечения.
Майоров Александр Юрьевич, д.м.н., заведующий отделением программного обучения и лечения, ФГБУ «Эндокринологический научный центр» Минздрава России, президент ОООИ «Российская Диабетическая Ассоциация»: «Считается, что заболевание должен лечить врач, а пациент только выполнять его рекомендации. Однако сахарный диабет – заболевание особое, при котором успех лечения на 80-90% зависит от самого пациента. Если диабет правильно лечить, то он фактически не вызывает развития осложнений, и с ним можно прожить долгую, полноценную жизнь. Важно лишь научиться управлять своим заболеванием».
В России пациентов с сахарным диабетом начали обучать 26 лет назад. Именно тогда в нашей стране стали появляться специальные школы по управлению заболеванием, у истоков создания которых стоял Эндокринологический научный центр. На сегодняшний день по всей России работает около 1000 Школ диабета.
Майоров Александр Юрьевич: «Методологические основы обучения пациентов в России развиты лучше, чем в некоторых странах Западной Европы и США. Но, к сожалению, мы находимся на очень низком уровне по воплощению этой методологии в жизнь. Из-за непонимания нашими чиновниками того, что терапевтическое обучение – это целое направление в медицине, метод лечения, оно никак не финансируется. То есть, сейчас Школы диабета существуют на энтузиазме врачей, которые проводят занятия для пациентов в свободное от приёма время и не получают никакой оплаты за эту работу. Но, если обучение проводится только на энтузиазме, оно не принесет ощутимого результата».
Большим подспорьем для Школ диабета в обучении людей с диабетом стали образовательные центры «Поговорим о диабете». Уникальны центры своими подходами к обучению, которые учитывают индивидуальные и психологические особенности пациентов.
Паручикова Светлана Александровна, заведующая эндокринологическим отделением №1 БУЗОО Городской поликлиники № 13: «За 6 лет работы образовательного центра у нас в городе, обучение в нём прошли более 5 тысяч людей с сахарным диабетом. Наибольшее внимание мы стараемся уделять самым сложным для работы врачей пациентам – людям с сахарным диабетом 2 типа, которые переводятся на инсулинотерапию. Рано или поздно, несмотря на прием сахароснижающих препаратов, диету и ведение здорового образа жизни, у таких пациентов возникает потребность в инсулине. Причем назначение инсулина не означает, что их состояние ухудшилось. Диабет – это прогрессирующее заболевание, и инсулинотерапия является одним из этапов лечения, благодаря которому удается нормализовать уровень сахара в крови на любом этапе заболевания. Однако многие пациенты этого не знают, они живут в мифах о заболевании и его лечении. Поэтому врачи очень часто встречают сопротивление со стороны пациентов при назначении инсулинотерапии. Во время занятий в центре пациенты получают необходимые знания о диабете и его контроле. Таким образом, они освобождаются от своих мифов, страхов инсулинотерапии и лечение приобретает осознанный характер. По мнению врачей-эндокринологов, с пациентами, прошедшими занятия в центрах проще общаться. Более того, полученные знания помогают им чувствовать себя более уверенно, более строго соблюдать рекомендации врача и с успехом продолжать жить активной жизнью без каких либо ограничений, несмотря на заболевание».
Захаров Игорь Леонидович, председатель Правления Омского регионального отделения Общероссийской общественной организации инвалидов «Российская диабетическая ассоциация»: «Обучение людей с диабетом – это жизненно необходимая вещь. Многие пациенты боятся инсулина. И мы в своей работе практически ежедневно встречаемся с этими страхами. Взрослые люди, которые приходят к нам в общество, расценивают назначение им инсулина, как начало конца. Поэтому мы со своей стороны пытаемся их приободрить, привести позитивные примеры: как поменялась жизнь пациентов, перешедших на инсулинотерапию, причём в позитивную сторону, или же говорим о детях с сахарным диабетом 1 типа, многие из которых с раннего возраста самостоятельно делают инъекции инсулина».
На сегодняшний день существуют различные программы обучения людей, как с 1-м, так и со 2-м типом диабета. Содержание программ должно соответствовать не только всем принципам педагогики, но и современным алгоритмам диагностики и лечения сахарного диабета. Большая часть времени в процессе обучения должна быть посвящена отработке практических навыков, направленных на изменение поведения обучаемых. Это касается и выбора продуктов, и самостоятельной коррекции доз инсулина. Именно к таким инструментам относится инновационная программа Интерактивные карты «Поговорим о диабете», где основное внимание уделяется тому, как интегрировать полученные знания о диабете в жизнь конкретных людей.
Майоров Александр Юрьевич: «В Интерактивных картах заложено очень много психологических моментов, которые вовлекают пациентов в процесс обучения. Прежде всего, это формат подачи информации: занятия построены в виде беседы участников обучения друг с другом. Это было сделано неспроста. Именно в процессе обсуждения процент восприятия людьми информации достигает 70%. Роль обучателя во время занятий заключается в побуждении участников к выражению собственного мнения, пускай даже не правильного. Его задача - вовлечь в дискуссию всю группу, сконцентрировать внимание участников на положительных результатах, пусть даже маленьких, внимательно анализировать ошибки. При этом, обучающий задаёт вопросы, но не даёт готовых ответов. Он лишь помогает пациентам самостоятельно найти правильные ответы на вопросы о диабете. Признаком успешной работы в группе является, то, что большую часть времени говорит не обучатель, а пациенты».
Одной из интересных составляющих программы является обсуждение устоявшихся представлений пациентов о сахарном диабете и развенчивание мифов. Среди наиболее распространённых мифов представлены такие как: «употребление сладостей и сахара ведет к развитию диабета», «если есть поздно вечером, это вызывает увеличение веса», «употребление гречки при диабете является полезным, потому что не увеличивает уровень глюкозы в крови» или «при диабете нельзя есть бананы и виноград» и другие. В процессе активного обсуждения пациенты начинают отличать мифы от фактов, что помогает им лучше ориентироваться в своей повседневной жизни с диабетом.