Министерство труда РФ подготовило новый проект приказа, уточняющий классификации и критерии установления инвалидности, на которые президенту России и лидеру Народного фронта Владимиру Путину неоднократно жаловались граждане, лишившиеся льготных лекарств.
Напомним, что с 1 января 2015 г. приказом Минтруда России от 29 сентября 2014 г. № 664н в России были введены новые классификации и критерии медико-социальной экспертизы граждан, которые принципиально отличаются от тех, что использовались ранее. Суть изменений в том, что группы инвалидности теперь устанавливаются на основе оценки выраженности стойких нарушений функций организма. Степени ограничения жизнедеятельности, такие как способность к самообслуживанию, самостоятельному передвижению, ориентации, общению, контролю своего поведения, обучению и трудовой деятельности, перестали быть ключевыми критериями при установлении группы инвалидности. По мнению Минтруда и подведомственного ему Федерального бюро МСЭ новые критерии позволили конкретизировать количественные оценки установления инвалидности и минимизировать субъективизм со стороны врачей-экспертов.
Несмотря на то, что новые классификации и критерии апробировались в ходе пилотных проектов в 2012 г. в рамках государственной программы «Доступная среда» в Удмуртии, Хакассии и Тюменской области, избежать ошибок не удалось.
Так в мае 2015 года в карельское отделение ОНФ обратился петрозаводчанин Андрей П., поднявший вопрос льготного обеспечения лекарствами. Как инвалид с диагнозом гормонально-активная опухоль гипофиза – соматотропинома, он получал бесплатно препарат «окреотид». Одна инъекция лекарства стоит более 50 тысяч рублей. А пенсионеру для лечения заболевания необходимо делать один укол раз в 28 дней. Но в феврале 2015 года при очередном переосвидетельствовании инвалидности по результатам Медико-социальной экспертизы петрозаводчанин оказался здоров. Из-за изменения в федеральном законодательстве больным, много лет принимающим препараты и нормально себя при этом чувствующим, отказано в предоставлении инвалидности и, соответственно, в праве льготы на лекарство. Пациенты должны покупать препараты за свой счет.
«У меня нет 50 тысяч в месяц на инъекцию. - сказал на круглом столе, организованном карельскими «фронтовиками» Андрей П., - без лекарств я просто умру.»
По словам заместителя министра здравоохранения и социального развития Карелии Ольги Копошиловой, проблема с обеспечением лекарствами пациентов, потерявших инвалидность из-за улучшения состояния в результате постоянного получения препаратов, в Карелии стоит остро с нынешнего года. «Мы пытаемся решать вопрос с помощью наших региональных программ, но они не обеспечивают полностью абсолютно все заболевания. Нагрузка на региональный бюджет возрастает. От того, что люди стали чувствовать себя лучше, они не перестали быть инвалидами. Такие пациенты должны пожизненно обеспечиваться препаратами», – отметила на круглом столе замминистра.
Региональное отделение ОНФ в Карелии обратилось по итогам круглого стола в Фонд «Здоровье», возглавляемый членом Центрального штаба Фронта Эдуардом Гавриловым.
«Складывающаяся ситуация способствует в настоящий момент сокращению жизни хронически больного человека, уменьшению периода его активной трудовой деятельности, значительным финансовым потерям государства. – комментирует ситуацию член штаба Александр Неймеровец, - Считаем, что необходимо сохранить возможность получения государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг для больных, нуждающихся в постоянном поддерживающем лечении, но утративших это право в связи с отменой группы инвалидности. Причем, финансовая ответственность должна быть закреплена за федеральным центром, так как региональные бюджеты с этой проблемой не справятся».
В другом случае, в ходе «Прямой линии» с президентом Владимиром Путиным в апреле этого года к нему обратилась жительница Республики Башкортостан, тринадцатилетняя дочь которой страдает инсулинозависимым сахарным диабетом. На всех трех уровнях МСЭ - местном, региональном и федеральном - ребенку было отказано в повторном установлении инвалидности на основании новых классификаций и критериев. Наличие на протяжении нескольких предыдущих лет явных ограничений жизнедеятельности, резких и подчас опасных колебаний уровня сахара в крови не явились поводом для подтверждения инвалидности в соответствии с новыми классификациями и критериями МСЭ. До настоящего времени вопрос не решен.
Эксперты ОНФ считают, что Минтруд должен не просто скорректировать положения своего приказа, но и пересмотреть принятые с начала года на его основе решения экспертов медико-социальной экспертизы (МСЭ). Эксперты также считают, что необходимо создать независимую медико-социальную экспертизу, куда бы любой гражданин мог бы обратиться в поисках справедливого решения.