Новосибирские учёные работают над новым более эффективным методом типирования рака молочной железы, с помощью которого можно выбирать подходящую тактику дальнейшего лечения пациента. При этом, по словам исследователей, пациентам анализы обойдутся в два раза дешевле.
Рак молочной железы – самая распространённая форма злокачественных новообразований среди женщин. Такое заболевание также занимает второе место, после рака кожи, по частоте среди всех онкопатологий человечества. В Новосибирском государственном университете пытаются найти для таких болезней более точные методы диагностики, которые позволили бы выявлять на ранних стадиях молекулярные подтипы опухолей и подбирать в соответствии с этим индивидуальное лечение для каждого пациента.
Владимир Чёрный, выпускник медицинского факультета НГУ, проходя ординатуру в отделении патологии молочной железы в Городской клинической больнице №1, стремится совместить науку с практикой. Под руководством доктора биологических наук Людмилы Фёдоровны Гуляевой молодой учёный проводит исследование анализа эффективности предоперационного лечения пациентов, страдающих от рака молочной железы, а в ординатуре отрабатывает полученные навыки на практике - ассистирует в качестве хирурга-онколога профессору Сергею Васильевичу Сидорову. Молодой учёный рассказывает:
– Медицина постепенно движется в сторону персонализации, чтобы для каждого человека разрабатывался индивидуальный подход в лечении. С онкологическими заболеваниями молочной железы то же самое. Пока для определения подтипа опухоли молочной железы в основном используют метод иммуногистохимического анализа (ИГХ). Но мы считаем, что такой вариант выявления болезни имеет свои недостатки: в некоторых случаях он может быть субъективным. Ведь при нём врач-морфолог, нанося на клетки и ткани молочной железы специфические антитела, смотрит под микроскопом степень покраски материала и ставит условные баллы, так сказать на глаз, руководствуясь всего лишь тем, что он смог заметить... При этом есть научные публикации, подтверждающие, что такой метод анализа может «пропускать» до 15% всех гормонально-зависимых опухолей.
Поэтому новосибирские исследователи предлагают альтернативу иммуногистохимии во врачебной практике в виде известного ПЦР-анализа в режиме реального времени, с добавлением других специфических маркёров:
– Полимеразная цепная реакция – широко применяемый метод в молекулярной биологии, позволяющий ускорить и облегчить диагностику заболеваний. Мы сами проводили исследования на клиническом материале, сравнивая эти два метода. Нам удалось доказать, что ПЦР-анализ ничем не уступает методу ИГХ. Полученные нами результаты совпадают с результатами ИГХ-исследования на 80%.
Новосибирские учёные в своей работе выбрали панель специфических для рака молочной железы микро-РНК, которые, по их наблюдениям, наиболее явно демонстрируют опухолевой процесс при диагностике.
– Классификация онкологического процесса – очень важная часть работы, ведь часто бывают спорные результаты, – рассказывает Владимир Чёрный. – Сейчас мы хотим с помощью подобранных микро-РНК протипировать рак молочной железы по четырём основным подтипам заболевания, которые основаны на экспрессии рецепторов, для более эффективного лечения. То есть, используя эти маркёры, в том числе более точно можно определять какой это подтип опухоли. И это нам поможет, во-первых, понять молекулярные механизмы возникновения рака, а, во-вторых, подобрать подходящее лечение.
Такой метод имеет ещё одно преимущество: учёные также посчитали, что ПЦР-анализ обходится дешевле:
– По деньгам меньше будет стоить определять маркёры данным методом, чем проводить иммуногистохимический анализ. В среднем за один маркёр пациенту требуется около 300–500 рублей, а иммуногистохимия также за один маркёр обойдётся в 1000 рублей.
Ту самую панель микро-РНК, которая помогает новосибирским исследователям более точно диагностировать рак, подобрала команда опытных биоинформатиков «Новые программные системы» под руководством Дмитрия Штокало.
Тема изучения микро-РНК довольно популярна в мире. В Новосибирске проводятся уникальные исследования, в основе которых лежит сочетание девяти специально отобранных микро-РНК в совокупности с другими маркёрами рака молочной железы. Учёные НГУ собираются продолжать исследования и пытаться убедить профессиональное сообщество использовать разрабатываемые подходы в рутинной практике врачей:
– Опыт коллег показывает: для того, чтобы продвинуть какую-то новую разработку до реального его применения, требуются подчас десятилетия, так как нужно обосновать необходимость внедрения, провести клинические испытания, убедить министерство и так далее. Хотя, если определенные маркёры одобрены европейскими и американскими клиническими рекомендациями, то процесс их внедрения может занимать несколько меньше времени. К примеру, ген BRCA1/2, мутации в котором резко повышают шанс развития рака молочной железы. (По данным исследователей, в течение жизни вероятность возникновения опухоли у носителей данной мутации возрастает до 50–85%. Собственно из-за мутации в этом гене Анжелина Джоли удалила себе грудь – превентивно, то есть пока рак ещё не появился), – рассказал Владимир Чёрный. – Когда я начинал учиться, данное исследование не было популярно в клинической практике в России. Теперь же найти лабораторию, которая определит вам такую мутацию, не составит труда.
Сейчас учёные НГУ готовят публикацию о результатах своих исследований для зарубежного издания.
Новосибирский государственный университет (НГУ) – участник федерального Проекта повышения конкурентоспособности ведущих российских вузов (Проект 5-100), занимает второе место среди лучших университетов России согласно международному рейтингу журнала Times Higher Education. Основан в 1959 году в Новосибирском Академгородке, одном из важнейших научных и образовательных центров России. Главный принцип подготовки студентов в НГУ — привлечение преподавателей, активно работающих в науке. В университете преподают специалисты-практики, находящиеся на пике своей карьеры в науке, высокотехнологичных компаниях, бизнесе. 80% преподавателей НГУ — научные сотрудники институтов СО РАН. На 13 факультетах обучаются более 6000 студентов, учебный план университета включает более 300 дисциплин.