Перерасход топлива является лучшим критерием энергоэффективности электростанций.
Фирма ИнформСистем полагает, что основным критерием энергоэффективности электростанций должен стать перерасход топлива (Bфакт-Bнорм) на получасовом (суточном, месячном) интервале в виде логистического критерия топливоиспользования (Bнорм/Bфакт), что позволит снизить расход топлива на 10%.
Электростанции в ОГК и ТГК ежемесячно отправляют Макеты 15506-1 «Отчёт электростанции о тепловой экономичности оборудования», где содержится 121 показатель, а вот перерасход топлива отсутствует. Но, если истинный получасовой перерасход топлива близок к нулю или критерий топливоиспользования близок к единице, то это означает, что электростанция работает экономично, т.к. в расчёте перерасхода топлива участвуют все 121 показатель. И в этом случае значение перерасхода топлива должно быть главенствующим.
В настоящее время понятия: большая фактическая величина перерасхода топлива на месячном интервале - вообще отсутствует, т.к. этого на электростанции просто не допускают элементарной подстройкой результатов в MS Excel под небольшую экономию топлива. И, как правило, это объясняют неточностью исходных параметров.
До конца месяца о размерах перерасхода топлива на электростанции никто не знает, т.е. управление электростанцией в части оптимального расхода топлива происходит вслепую. Но ведь стоимость топлива в тарифах занимает 60% и, казалось бы, фактический истинный перерасход топлива в коммерческих условиях должен быть основным показателем, а не бутафорией.
Почему же эта ситуация остаётся без внимания со стороны ОГК и ТГК? Здесь есть элементарное недопонимание современного состояния электростанций. Это противоречие электростанции, как низшего производственного и ничего не решающего звена, и высшего менеджмента.
На высшем уровне, например, академически составляют технические требования для конкурса на математическую модель электростанции с множеством необходимостей оптимизации по ХОПЗ (характеристика относительного прироста затрат). Всё здорово, планов громадьё. И даже учтена сертификация обслуживающего персонала, т.е. девочек из ПТО, а толковые технологи давно уволились из-за мизерной зарплаты.
Несколько лет назад мы пытались внедрить наш программный Комплекс на ТЭЦ. Приходим к главному инженеру и говорим, что для работы с Системой нужны толковые специалисты. Он только развёл руками, мол, у нас таких нет. В итоге мы свою часть сделали, но Комплекс ПТО так и не заработал. Сейчас, конечно, мы многое учли и многое изменили в технологии внедрения. Но для этого нам потребовалось набить шишек в ущерб имиджу.
Наш опыт показывает, что без импорта достоверных сигналов и без мобильной реализации достоверных расчётов фактических и нормативных ТЭП, вообще бесполезно говорить об оптимизации.
Выход очень простой!!! В первую очередь необходимо внедрить Систему Smart-MES с получасовыми расчётами перерасхода топлива. Развитая аналитика предоставит возможность оперативному персоналу с открытыми глазами управлять электростанцией. Ну, а в дальнейшем, пожалуйста: ХОПЗ, динамический оптимизатор, симплекс-метод.
Фирма ИнформСистем осуществляет разработку и внедрение MES-Системы "MES-T2 2020" для расчёта ТЭП ПТО и управления производством электростанции.