По итогам круглого стола «Права детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на образование: проблемы и меры по развитию инклюзивного образования в России», проведенного рабочей группой ОНФ «Образование и культура как основы национальной идентичности» во исполнение поручения президента России, реализация программ коррекционного образования V вида в Томской области взята под контроль рабочей группой ОНФ.
В докладе председателя управляющего совета МКОУ СКОШ № 59 г. Томска Юлией Зюзьковой «Вопрос качественного коррекционного образования детей с ОВЗ на примере коррекционного образования V вида в Томской области» была отражена сложившаяся вокруг единственной в Томской области коррекционной школе V вида ситуация. Данное учреждение предназначено для обучения детей с речевыми нарушениями с 1 по 4 класс (I ступень образования). В 2011 г. мэрией Томска была предпринята попытка закрыть данное образовательное учреждение, однако это решение вызвало большой общественный резонанс. Активная позиция родителей детей, участие общественных деятелей, депутатов гордумы Томска и уполномоченного по правам ребенка Томской области позволили сохранить учреждение. Однако при этом школа была перенесена из отдельного здания (большое 2-этажное здание в центре города), располагающего всеми возможностями для осуществления своей деятельности, в крыло первого этажа здания средней общеобразовательной школы города № 42. Из 20 ставок педагогов сохранились только три ставки учителей и две ставки специалистов (логопеда и психолога). В настоящее время материально-техническое состояние школы № 59 лишь формально соответствует необходимым требованиям. Для ее деятельности выделено всего пять комнат, из которых: три кабинета для занятий учеников в классах, один — для занятий с логопедом и дефектологом, все остальные площади — неспециализированные места общего пользования с учениками школы № 42.
Данные меры были реализованы администрацией города под руководством прежнего мэра Николая Николайчука, несмотря на убедительные доводы о необходимости перспективного развития данного учреждения, в том числе директора НИИ психического здоровья СО РАМН Николая Бохана, по сути, главного профильного экспертного учреждения в области детской и подростковой психиатрии в регионе, и главного врача Томской психиатрической больницы Сергея Андреева. Согласно статистическим данным, в то время прирост детей с нарушениями речи в городе в течение трех лет составлял 59%. На учете психиатров находилось около 3000 детей (в возрасте от 7 до 10 лет) с нарушениями речи, из них 69,3% — с тяжелой патологией речи.
При этом научное сообщество предлагало заглянуть в самое ближайшее будущее этой проблемы. Академиками-медиками Валентином Семке и Владимиром Удутом был сделан вывод: «Эффективная государственная демографическая политика, реализуемая на фоне развития и внедрения в практику здравоохранения современных медицинских технологий «выхаживания» новорожденных (возрастание уровня оказания акушерской и перинатальной медицинской помощи) в регионе, несмотря на позитивность решения ряда ключевых проблем и появления возможности выхаживания даже 500 граммовых младенцев, явно не снизят, а повысят число детей с патологическими состояниями, так как риск развития патологии у недоношенных намного выше. Реабилитация таких детей предполагает стадийный последовательный подход, включающий в себя и адекватную реализацию коррекционных программ обучения. Причем важнейшим моментом в данном случае является их реализация не только на I (начальное образование), но и на II (основное образование) ступени образования».
По мнению активистов ОНФ и всех участников круглого стола, процесс внедрения инклюзивного образования в обычные школы в настоящее время не дает ожидаемых результатов. Это связано с не учитываемыми в ряде случаев преимуществами специальных образовательных учреждений (проявляющихся в полной мере в отношении обучения детей с тяжелыми нарушениями): 1) оптимальностью психолого-педагогических условий, подразумевающую в первую очередь обеспеченность высококвалифицированным кадровым составом, а также доступность дидактического материала; 2) существенной ролью в успешной адаптации лечебно-охранительного режима коррекционных учреждений; 3) возможностью динамичной эффективной модификацией образовательных программ; 4) адекватной преемственностью I и II ступеней обучения и многими другими факторами.
Вместе с тем инклюзия детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в обычные классы и создание коррекционных классов на базе общеобразовательных школ, безусловно, являются крайне необходимыми и высокоэффективными вариантами коррекционного образования. Однако они имеют свой, ограниченный, в первую очередь тяжестью патологии, контингент и в ряде случаев (при тяжелой, в том числе наиболее часто встречающейся, сочетанной патологии) не способны заменить специализированные учреждения. Член Центрального штаба ОНФ, руководитель рабочей группы «Образование и культура как основы национальной идентичности» Любовь Духанина подвела итог: «Предполагалось, что дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья смогут вписаться в общий образовательный процесс в обычных школах и такое решение заодно снимет проблему их социализации. На практике же получилось, что ребенка выдернули из коррекционной школы, а качественного образования ему гарантировать не смогли». При этом ситуация вокруг МКОУ СКОШ № 59 служит ярким примером и отражением реального состояния дел в области обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ в разных регионах страны.
В связи с этим ОНФ было решено предложить региональным властям обратить особое внимание на сложившуюся конкретную проблему МКОУ СКОШ № 59, безусловную необходимость организации II ступени коррекционного образования в регионе и целесообразность радикального перспективного решения вопроса (изыскание приемлемых инфраструктурных условий для ее деятельности). Однако основной задачей региона в данном случае, по мнению Любови Духаниной, должна стать разработка «дорожной карты» развития школьного образования детей с ОВЗ в Томской области в целом, предусматривающая в том числе создание учебно-методического центра по разным видам коррекционного образования.