Система паллиативной помощи в России нуждается в совершенствовании, показали результаты мониторинга, который провел Центр ОНФ «Народная экспертиза». В опросах приняли участие представители фармакологической промышленности, медицинского сообщества и общественных организаций пациентов, а также родственники пациентов. Многие эксперты обратили внимание на то, что процесс получения обезболивающих препаратов для онкологических больных крайне сложен, растянут во времени и требует множества согласований.
По мнению заместителя главного врача по хирургии мурманского областного онкологического диспансера, члена рабочей группы мурманского отделения ОНФ «Социальная справедливость» Романа Пономарева, стабилизировать ситуацию с выпиской обезболивающих лекарств поможет переход на таблетированные и трансдермальные (пластыри) препараты. «В России из-за дороговизны препаратов врачи ориентированы в основном на инъекционную терапию, поэтому таблетки и пластыри пациенты получают в единичных случаях. Между тем, пероральные средства не менее эффективны», – подчеркнул Пономарев.
Обеспеченность опиоидами (наркотические обезболивающие) при адекватном обезболивании в прошлом году в среднем по стране составила 8,8%. Только 25,4 тыс. больных из 230,9 тыс. получили нормальное обезболивание. Таковы выводы совместного исследования Минздрава и производителей лекарственных средств.
Требует решения и проблема слабой подготовки специалистов первичного звена. Экспертные опросы показали, что многим врачам не хватает опыта и знаний, какие лекарства выписывать при обезболивании онкологическому больному. В этом, по мнению Пономарева, могут помочь обучающие семинары по паллиативной помощи.
Как сообщает Центр независимого мониторинга исполнения указов президента «Народная экспертиза», ситуация с лекарственным обеспечением онкобольных в России парадоксальная – по утверждению Минздрава, дефицита лекарств нет, но получить их в срок у нуждающихся в этом людей не получается. Причины – крайне сложная процедура получения наркосодержащих обезболивающих. Усугубляет ситуацию и то, что таким пациентам необходимо назначать обезболивающие препараты, подлежащие по закону особому учету и контролю. К этому еще следует добавить и многочасовые очереди у кабинета врача, и сложность получить обезболивающие в выходные и праздники, а также во время отпуска лечащего врача. Не говоря уже о том, в каком положении при необходимости экстренного получения обезболивания оказываются больные без регистрации или имеющие прописку в другом регионе.
Принятый 31 января 2014 года федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» допускает ряд послаблений, в том числе для онкобольных, которым такие препараты выписываются в качестве обезболивающего. Например, по новому закону больше не надо требовать возврата упаковок от использованных препаратов при выписке очередного рецепта. Но руководители медицинских учреждений признавались, что продолжают их требовать из страха санкций со стороны контролирующих органов и Госнаркоконтроля.
По той же причине медики опасаются брать на себя ответственность самостоятельно выписывать лекарства. Хотя в особо тяжелых случаях лечащий врач имеет право выписывать сильное обезболивающее безнадежно больному пациенту. По данным Росздравнадзора, лишь шесть пациентов из 178, проверенных в Москве (менее 3%), получают препараты «по упрощенной схеме», но почти в половине случаев разрешение на выписку, например, морфина, по-прежнему дают врачебные комиссии, а не лечащий врач.
В Минздраве обещают найти и ищут решение, чтобы упростить проблему неотложного обезболивания онкобольных независимо от полиса, прописки, регистрации и даже гражданства. Пока же врачи не могут сориентироваться, каким нормативным документом руководствоваться при выписке лекарства для страдающего от боли пациента, чтобы не попасть под какую-нибудь санкцию. Тяжелобольные и их родственники не понимают, куда следует обращаться, какую помощь они имеют право требовать и куда жаловаться, когда их права на получение качественной и своевременной медицинской помощи нарушаются.