Система Smart-MES быстро удвоит прибыль ОГК и ТГК.
Вначале представим высказывания наших оппонентов из ОАО «ТГК-9» и ОАО «Инженерный центр энергетики Урала», приведённых Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области в Письме №22-04-8565 от 26.11.2010 за подписью Заместителя министра Н.Б. Смирнова, и постараемся в них разобраться.
1) «В настоящее время расчёт фактических и нормативных технико-экономических показателей на электростанциях осуществляется с использованием программных комплексов «Расчёт технико-экономических показателей работы электростанции» (АРМ ПТО). Предлагаемая Вами система базируется на тех же принципах (расчёт на оперативном интервале: 1 мин, 30 мин и накопление информации, т.е. «интегральное исчисление») и действительно может повысить точность расчётов».
Здесь только приходиться удивляться абсолютной безграмотности сотрудников Минэнерго Свердловской области в вопросах информатизации электростанций. Как вообще можно сравнивать Smart-MES с MS Excel (на Свердловской ТЭЦ)? MS Excel и суточные то полные расчёты нормативных ТЭП не потянет, не говоря уже об интегральном исчислении получасовых перерасходов топлива, а поминутные расчёты с мониторингом на БЩУ - это уже фантастика.
На всех электростанциях России АРМ ПТО в настоящее время представлен в трёх вариациях: 1) MS Excel, 2) разрозненные существующие программы, 3) внедряемые программы на базе продуктов Oracle или Microsoft. Все эти АРМ ПТО имеют единый принцип: посуточный расчёт фактических ТЭП и месячный расчёт нормативных ТЭП. Вопрос же точного и оперативного расчёта перерасхода топлива, как основного резерва энергоэффективности электростанций в этих АРМах вообще не стоит. Так, что говорить о единстве базируемых принципов, по крайней мере, неуместно и глупо.
Точность же расчёта в Smart-MES не является самоцелью. Самое главное – это оперативность и своевременность обнаружения на интервале 1 минута факта перерасхода топлива и его быстрейшая ликвидация.
2) «Перерасход топлива по отдельным составляющим тепловой экономичности и в целом существует не потому, что на электростанциях неправильно производят расчёты перерасхода топлива во времени, а вследствие отклонений параметров и показателей технологического процесса от норматива из-за ухудшения технического состояния оборудования в процессе эксплуатации (износ, старение и прочее). Снизить перерасход топлива возможно только за счёт устранения недостатков эксплуатации, улучшения качества ремонтов и технического обслуживания, реконструкции и модернизации оборудования».
Перерасход топлива на всех электростанциях России существует потому, что управление в части перерасхода топлива производится вслепую. Правильные расчёты только выявляют существующий на всех электростанциях огромный перерасход топлива. Износ же оборудования влияет в целом на расход топлива, но не на его перерасход. Перерасход топлива равен Факт минус Норматив. А нормативный расход топлива уже соответствует этому износу оборудования. Поэтому источником бесконтрольного перерасхода топлива полностью является только человеческий фактор, который и может быть исключен Системой Smart-MES.
В конечном итоге, совсем не важны конструктивные причины перерасхода топлива. Но если есть огромная разница в размерах перерасхода топлива днём и ночью, то, причём же здесь износ оборудования. В данном случае гораздо важнее обеспечить стабильную эксплуатацию электростанции в части перерасхода топлива. А это можно достигнуть только оперативной реакцией при изменении режимных нагрузок на увеличение перерасхода топлива.
3) «Выбор конкретных программных комплексов осуществляется специалистами электростанции – руководителями и сотрудниками производственно-технических отделов в зависимости от вида и структуры сжигаемых топлив, стабильности их характеристик, от состава основного энергетического оборудования, от оснащенности электростанции современной измерительной техникой, автоматизированной системы обработки данных и т.п.»
Вот так глупость! В России 300 электростанций и нет даже двух схожих между собой по составу основного оборудования и технологии. Это, что же получается, что необходимо иметь 300 конкретных программных комплексов? Но, видимо, это и есть современный убогий уровень мировоззрения менеджмента Генерирующих компаний и госструктур. А вот инновационной Системе Smart-MES «MES-T2 2020» вообще не важна ни структура электростанции, ни структура топлива. Все задачи оформляются в виде простеньких текстовых Проектов, а вся Система автоматически настраивается с этих Проектов.
В данном случае при автоматизации расчётов ТЭП обязательно должны соблюдаться два основных принципа, в которых Генерирующие компании должны быть кровно заинтересованы:
• Технологическая идеология автоматизированной Системы с позиции энергоэффективности электростанции;
• Технические характеристики автоматизированной Системы для обеспечения данной идеологии.
Технологическая идеология в первую очередь должна обуславливать экономический эффект. Если имеется, благодаря Системе Smart-MES, оперативная информация каждую минуту, а перерасход топлива (Bфакт-Bнорм), как и Логистический критерий топливоиспользования (Bнорм/Bфакт), зафиксированы в базе данных, из которой на мониторинг БЩУ выводится оперативная аналитика, то эксплуатационному персоналу некуда деваться, как искать лучшее управляющее текущее решение. Вот здесь-то и создаётся экономический эффект за счёт появления вынужденной мотивации у оперативного персонала по постоянному контролю за перерасходом топлива.
4) «Расчёт перерасхода топлива на минутном или 30-минутном интервале, имея необходимый объем информации, не сложная задача. Проблема в системе сбора и обработки информации. На наших электростанциях сегодня внедрены автоматическая система коммерческого учета выработки электроэнергии (АСКУЭ) и отпуска тепловой энергии (АСКУТ), вся остальная информация собирается и обрабатывается практически вручную как минимум на суточном интервале (а некоторая только в разрезе месяца). Поэтому выполнить качественные с высокой точностью расчёты ТЭП на интервалах 1 мин, 30 мин не представляется возможным. Для этого необходимо поменять на электростанции всю систему сбора информации, поменять парк измерительных приборов, т.е. в принципе вводить новую АСУ ПТ. На большинстве электрических станций, это нерентабельно. Расчеты ТЭП, которые производятся на электростанциях в рамках установленных АРМ ПТО, имеют достаточную точность, все алгоритмы выверены и соответствуют действующим методикам и РД. Замена существующих АРМов на этих станциях на систему «MES-T2 2010» нецелесообразна».
Первая фраза «не сложная задача» сродни заявлению, что каждый сможет слетать на луну. Также глупа и бездарна.
По вопросу отсутствия автоматизированного сбора многих показателей на электростанциях. Для нашей Системы Smart-MES не нужен оперативный ввод абсолютно всех показателей. Для этого есть алгоритмы трансформации их из суточных значений с автокоррекцией относительно имеющихся оперативных данных.
По вопросу замены существующих АРМов. Совсем не обязательно выбрасывать существующие АРМы. Нравиться вам «целоваться» с MS Excel, так и целуйтесь на здоровье. Ведь существует же несколько систем автоматизированного сбора данных: АСКУЭ, АСКУТ, АСКУГ на одной электростанции, так почему же не может быть несколько систем расчёта ТЭП. Скажем, существующий или внедряемый АРМ ПТО для хороших отчётов и Система Smart-MES для управления электростанцией по критерию минимизации перерасхода топлива.
А сейчас перейдём к удвоению прибыли на Системе Smart-MES. Почему ОГК и ТГК не торопятся простым путём приумножить свою прибыль? Да всё очень просто. Во всех Генерирующих компаниях присутствует незаинтересованное в этом экспертное в части информатизации лобби. Ведь им достаточно сказать, что всё это ерунда и вопрос в их пользу решён. Экспертам не нужна сторонняя разработка, т.к. у них есть карманные фирмы, а результат – это уже дело второе. Главное занять нишу сейчас. Ну а пока, неконтролируемый излишек топлива в размере прибыли бесполезно продолжает исчезать в трубах электростанций.
Инновационная Самоорганизующаяся Система Smart-MES не просто призвана заменить одни расчёты на другие. А бесполезные, существующие в настоящее время, расчёты ТЭП заменить или дополнить высоко прибыльной технологией экономии топлива. Беззатратная Технология увеличения энергоэффективности электростанции на Системе Smart-MES обеспечивает быструю реализацию экономии топлива на 10%.
И вопрос даже не в том, что экономия топлива составляет 10% или иную величину, а в том, что фактический перерасход топлива существует и эта величина сравнима с общей прибылью Генерирующей компании. Ведь самое главное не столько правильно считать ТЭП, сколько оперативно видеть текущую картину по перерасходу топлива для возможности своевременной коррекции управления технологией.
В ОГК и ТГК работают умные люди и со временем они во всём разберутся и непременно прийдут к правильному единственному решению, что на электростанциях должна функционировать Система Smart-MES. Это не обязательно должна быть наша Smart-MES, но должна быть именно MES-Система с возможностью оперативного контроля над перерасходом топлива в реальном времени.
В данном случае, внедрение Системы Smart-MES совсем не противоречит сложившимся традициям расчёта ТЭП или текущему внедрению иных программных комплексов. Наша Система способна быстро органически дополнить их и ликвидировать дыру в технологии, прекратив бесконтрольную утечку избыточного топлива.
Вопрос удвоения прибыли ОГК и ТГК очень легко и быстро решается внедрением Беззатратной Технологии на Системе Smart-MES. Для этого нужно совсем немного: Обратиться к своему разуму!