В Новосибирске журналистам презентовали Центр анализа поведения при НГУ. Центр представляет собой одну из немногочисленных отечественных организаций, в которых детям с аутизмом оказывается помощь с использованием методов прикладного анализа поведения (ABA, Applied Behavior Analysis). ABA — это научная дисциплина, основы которой были заложены Б.Ф.Скиннером в середине прошлого века. Эффективность методов ABA при аутизме доказана в многочисленных исследованиях. В странах, где система помощи лицам с аутизмом хорошо развита, методы ABA являются основными компонентами программ помощи.
Проект по созданию такого центра на базе факультета психологии НГУ стартовал в 2013 году по совместной инициативе родительского сообщества и руководства университета. Первым этапом стала подготовка группы поведенческих аналитиков – специалистов, в чью компетенцию входит организация процесса работы с ребенком по ABA. Преподаватели курса — сертифицированные поведенческие аналитики из США, а также российские специалисты в области прикладного анализа поведения и детской психиатрии. Кроме образовательных мероприятий в рамках курса слушатели программы приняли участие в ряде семинаров и тренингов известных западных профессионалов по методикам ABA, по инструменту диагностики аутистических расстройств ADOS, по системе альтернативной коммуникации PECS и т.д. Также часть слушателей прошла стажировку в Гонконгском филиале «Аутизм Партнершип» - одной из самых известных организаций, предоставляющих помощь детям с аутизмом с использованием ABA. В настоящий момент объявлен второй набор на эту образовательную программу. Новая группа начнет обучение в марте 2015 года.
«Сложно переоценить значимость Центра помощи детям с аутизмом не только для Новосибирска и области, но для России в целом. Мы все знаем о существовании проблемы, но, к сожалению, ее решение не лежит на поверхности — убежден, это вопрос мультидисциплинарный. С чем связаны отклонения в развитии детей – предмет для изучения не только для психиатров, психологов, но и для специалистов из других областей: биологов, генетиков, возможно, физиков. Центр анализа поведения станет площадкой для подобных междисциплинарных исследований мирового уровня – для реализации этой цели мы рассчитываем максимально эффективно использовать научный потенциал НГУ и институтов Академгородка», — рассказал о стратегических планах Центра анализа поведения ректор НГУ Михаил Федорук.
В настоящее время в Центре уже работают с 8 детьми, в ближайшее время еще 5 ребят начнут посещать занятия.
Один из организаторов Центра, Евгения Чульжанова, отмечает: «Количество детей, с которыми мы занимаемся, растет, к счастью, и специалистов становится больше — студенты, которые участвовали в обучающей программе, постепенно начинают подключаться к процессу и работать с детьми. В начале проводится оценка базовых навыков ребенка, а уже по результатам мониторинга составляется индивидуальная программа. В большей степени мы взаимодействуем непосредственно с детьми, однако важной составляющей нашей работы являются рекомендации для родителей. В случае, если наблюдаются проблемы с такими проявлениями как агрессия, истерики, мы предоставляем мамам и папам протоколы (программы), по которым они смогут самостоятельно заниматься».
Центр периодически проводит бесплатные мероприятия как для членов семей детей с аутизмом, такие как месяц поддержки родителей, так и для более широкого круга интересующихся проблемой аутизма, в том числе лекции и семинары ведущих мировых специалистов по аутизму и прикладному анализу поведения.
По словам представителя родительского сообщества и инициативной группы, Евгения Бондаря, «это не просто Центр помощи детям с аутизмом. Здесь используется метод, который в данный момент является самым эффективным в мире и который очень развит за рубежом, в частности в США. К этому методу мы подошли исходя из истории моей семьи, я как родитель, думал, как заниматься с моим ребенком, когда ему был поставлен диагноз, искал варианты. Со временем стало понятно, что есть масса методов работы, но, к сожалению, большинство совершенно не подкреплены научной основой. Постепенно мы пришли к тому, что самый мощный метод – прикладной анализ поведения».
Главный детский психиатр Новосибирской области Валентина Макашева отметила: «Детей с нарушениями психического развития насчитывается порядка 5-10 на 100 человек - распространенность достаточно высокая. Среди этой группы некоторая доля – это дети с расстройством аутистического спектра. Сегодня все сообщество заинтересовано не просто в реабилитации таких детей, а в максимальной эффективности программ. Ребенок растет, развивается, и, если он попадет в нужную среду с самого раннего возраста, это дает исключительно позитивный результат. Важно, чтобы вся семья была включена в работу, и в этой связи рекомендации, которые дают сотрудники Центра родителям – бесценны. Я хочу поблагодарить организаторов этого проекта и пожелать не останавливаться на достигнутом, а мы со своей стороны будем стараться оказать посильную помощь и поддержку».
Декан факультета психологии НГУ, кандидат психологических наук, Ольга Первушина рассказала, что в дальнейшем в работе Центра важной составляющей станет образовательная часть проекта: «Сейчас мы готовим разработку программ дополнительного образования собственно по прикладному анализу поведения, планируем открытие магистратуры и магистерской подготовки по этому направлению. В этом году надеемся запустить программы подготовки в рамках дополнительного образования для врачей, педагогов и воспитателей, родителей, для всех, кто не равнодушен к проблемам детей с аутизмом».
Новосибирский государственный университет (НГУ) – участник федерального Проекта повышения конкурентоспособности ведущих российских вузов (Проект 5-100), занимает второе место среди лучших университетов России согласно международному рейтингу журнала Times Higher Education. Основан в 1959 году в Новосибирском Академгородке, одном из важнейших научных и образовательных центров России. Главный принцип подготовки студентов в НГУ — привлечение преподавателей, активно работающих в науке. В университете преподают специалисты-практики, находящиеся на пике своей карьеры в науке, высокотехнологичных компаниях, бизнесе. 80% преподавателей НГУ — научные сотрудники институтов СО РАН. На 13 факультетах обучаются более 6000 студентов, учебный план университета включает более 300 дисциплин.