В 2014 году аналитики Университета «Синергия» провели повторное исследование уровня финансовой грамотности москвичей. За год практически нет положительной динамики ни в одной из групп респондентов.
Тестирование по финансовой грамотности проходило в режиме онлайн на портале Megacampus, начиная с февраля 2014 года. В нем приняли участие представители 762 школ и 26 колледжей Москвы.
Проект реализован Университетом «Синергия» при поддержке Департамента образования города и колледжа предпринимательства №11.
Исследователи выделили шесть категорий участников: учащиеся школ и колледжей, не изучающие экономику; учащиеся, которые изучают экономику; учащиеся, которые изучают этот предмет углубленно; преподаватели и методисты экономики; преподаватели и методисты других дисциплин; руководители образовательных учреждений.
Таким образом, тестирование охватило практически весь спектр представителей учебных заведений среднего и среднего специального образования.
Средний балл за тест у учащихся школ и колледжей, не изучавших экономику (в тестировании участвовало 5631 человек из этой группы), составил 13,4 из 30 возможных.
Неудовлетворительный результат (от 0 до 10 баллов) показали 24,2% участников; средний результат (от 11 до 20 баллов) – 70,7%; хороший (от 21 до 30 баллов) – 5,1%.
Наибольшие затруднения у респондентов из этой группы вызвал следующий вопрос: «Какой документ подтверждает право владения именной ценной бумагой?». На него не дано ни одного правильного ответа. Сложными оказались также вопросы «Какая информация о заемщике формируется и хранится в бюро кредитных историй?» (9,9% правильных ответов) и «Чем ипотечный кредит отличается от потребительского кредита» (11,8%).
Нужно подчеркнуть, что тест предполагал готовые варианты ответов.
И, напротив, респонденты, не изучающие экономику, хорошо знают, что Банк России не относится к органам государственной власти (82,1% правильных ответов), а также чем отличается негосударственный пенсионный фонд от государственного (79,0%) и что такое инфляция (78,0%).
Количество учащихся, изучавших экономику, которые участвовали в тестировании, составило 4262 человек. Их средний балл за тест – 14 из 30 возможных. При этом неудовлетворительный результат у 20,6% участников; средний – у 68,7%, хороший – у 10,6% респондентов.
Хуже всего они справились с вопросами о ценных бумагах и ипотеке. Немногим знакомо и такое понятие, как «финансовый риск».
Наименьшее затруднение вызвала та же тройка вопросов, что и у предыдущей группы респондентов. Для этих двух категорий участников тестирования свойственно переоценивать уровень своей финансовой грамотности и свою способность грамотно управлять имеющимися в распоряжении денежными средствами.
В исследовании участвовали 442 учащихся школ и колледжей, которые углубленно изучают экономику. Их средний балл за тест составил 15,2 из 30 возможных. При этом неудовлетворительный результат получили 14,7% представителей этой группы; средний – 70,6%; хороший результат – 14,7% респондентов.
Для этой категории тестируемых сложными оказались вопросы о документе, который подтверждает право владения ценной бумагой (нет правильных ответов), об отличии ипотечного кредита от потребительского (8,7%), а также вопрос «Какая информация о заемщике формируется и хранится в бюро кредитных историй?» (10,5%).
Высокий процент правильных ответов получен на вопрос об инфляции – 84,1%. Школьники и студенты колледжей, изучающие экономику, легко устанавливают последовательность действий при работе с финансовой информацией (сбор, анализ, структурирование) – 80,7% правильных ответов. Они хорошо усвоили, что долгосрочные вложения капитала с целью получения дохода – это инвестиции (80,5%).
Исследователи подчеркивают, что от этой группы участников тестирования ждали большей подкованности в финансовых вопросах. Парадоксально, но, как и две предыдущие категории опрашиваемых, респонденты с углубленным изучением экономики не слишком интересуются новостями и событиями финансово-экономической направленности.
– С такими знаниями эта группа учащихся может остаться вне стен высших экономических учебных заведений, – говорит руководитель проекта Вячеслав Агапов. – Их результаты и в прошлом году, и в 2014-м не сильно отличаются от результатов тех, кто изучал предмет на обычном уровне или не изучал вообще.
Такой вывод позволяет говорить о том, что на самом деле углубленный курс экономики в нынешнем виде не дает каких-либо достаточно высоких знаний, в том числе и знаний, необходимых для поступления в ведущие экономические вузы.
По словам В.Агапова, подобный результат не удивляет, поскольку аналогичная картина и с преподавательским составом. Преподаватели и методисты экономики сами не сильны по части финансовой грамотности, а потому вызывает сомнение их способность привить все необходимые умения и навыки учащимся.
В исследовании участвовало 104 респондента из числа преподавателей и методистов экономики. Средний балл за тест у них составил 18,3 из 30 возможных. При этом неудовлетворительный результат у 9,6% респондентов; средний – у 48,1% ; хороший – у 42,3% участников тестирования; 3,8% тестируемых набрали 0 баллов.
– Очевидно, что результаты этой категории преподавательского состава должны быть выше, – считает Вячеслав Агапов.
Вот вопросы теста, вызвавшие у «экономистов» наибольшие затруднения: «Какой документ подтверждает право владения именной ценной бумагой?» (правильные ответы отсутствуют); «Что из перечисленного ниже не может быть объектом страхования?» (жизнь и здоровье человека, благополучие семьи, профессиональная карьера, имущество и т.д.) – 13% правильных ответов. Только 14,5% участников ответили, что определение «вероятность потерять денежные средства, вложенные в те или иные финансовые инструменты и активы» относится к понятию «финансовый риск».
Легкими оказались вопросы об инфляции (94,6% верных ответов); об услуге коммерческих банков по сбережению денег (91,8%); 89,3% преподавателей и методистов экономики знают, что Банк России – это не орган государственной власти.
Любопытно, что максимальный результат в 2014 году сумели набрать самые молодые представители этой группы – в возрасте до 25 лет. В прошлом году такой же средний балл был у респондентов 46-55 лет.
Несомненным является тот факт, что чем выше уровень образования респондентов, тем выше результат теста.
Количество преподавателей и методистов других дисциплин, участвовавших в исследовании, составило 4407 человек. Их средний балл – 16,5 из 30 возможных. Неудовлетворительный результат показали 10,7% участников; средний – 67,8%; хороший результат у 21,5% протестированных.
В рейтинг наиболее сложных вопросов для этой категории респондентов попали следующие вопросы: «Какой документ подтверждает право владения именной ценной бумагой?» (0,2 % правильных ответов); «Какая информация о заемщике формируется и хранится в бюро кредитных историй?» (12,9 %); «Ипотечный кредит отличается от потребительского кредита…» (13,1 %).
Среди простых вопросов – вопрос о том, относится ли Банк России к органом государственной власти (90,6 % правильных ответов). Столько же респондентов знают, что такое инфляция, о возможностях коммерческих банков в плане сбережения денег проинформированы 88,4 % респондентов этой группы.
И, наконец, средний балл за тест руководителей образовательных учреждений (439 респондентов) составил 17,8 из 30 возможных. Неудовлетворительный результат получили 9,8% представителей группы; средний результат – 54,0%; хороший – 36,2% респондентов. Полностью не справились с тестом 2,5% протестированных.
Исследователи констатируют, что такие показатели недостаточны для руководящего состава, ему необходимы более глубокие знания в сфере экономики и финансов, в том числе финансового менеджмента.
Для руководителей неподъемными оказались следующие вопросы: «Какой документ подтверждает право владения именной ценной бумагой?» (всего 0,3% правильных ответов); «Какая информация о заемщике формируется и хранится в бюро кредитных историй?» (12,7%); «Ипотечный кредит отличается от потребительского кредита…» (12,9%).
Не вызвали трудностей вопросы о Банке России (91,4% респондентов ответили правильно), о возможностях коммерческих по сбережению средств (90,2%) и об инфляции (89,9%).
Исследование показало, что руководители образовательных учреждений в колледжах демонстрируют лучший итоговый бал, чем их коллеги из школ. Если сравнить результаты по возрасту, то самый низкий средний балл – у возрастной группы 46-55 лет (причем и в 2013, и в 2014 году). А ведь этот возраст самый распространенный среди руководителей учреждений.
Сравнение результатов двух серий исследований в 2013 и 2014 годах не выявило положительной динамики в финансовой грамотности ни в одной из категорий респондентов, резюмируют аналитики. Это позволяет им ставить вопрос о существенной корректировке программы обучения экономике в профильных образовательных учреждениях. Программа должна быть адаптирована к тем изменениям мировой экономики, которые имели место в последние годы. Акцент нужно сместить с теоретических описаний на практику.
Предлагается давать школьникам и студентам колледжей знания о видах финансовых услуг; инструментах сбережения и инвестирования; потребительском страховании; недвижимости как инструменте сбережения и инвестирования; принципах работы фондового и валютного рынков; инвестициях для жизни в нетрудоспособный период; обучать их анализу финансовой информации; электронным финансам; основам личного финансового планирования и личной финансовой безопасности; налогообложению физических лиц.
Эксперты настоятельно рекомендуют включать в программы образовательных учреждений практические уроки, к примеру, по торговле акциями на фондовых биржах или валютными парами на рынке Forex, использовать симуляторы электронных торгов в режиме реального времени.
В аналитическом отчете даются рекомендации для каждой категории участников тестирования, которые в конечном итоге должны повысить уровень финансовой грамотности россиян.