В настоящее время российский рынок снековых продуктов и готовых завтраков динамично развивается и близок к насыщению, что позволяет нам говорить о зрелости рынка в России. Именно поэтому анализ ситуации на рынке снеков и сухих завтраков, основные тенденции и рассмотрение его перспективных сегментов являются важными - в ближайшие несколько лет игрокам Рынка придется осваивать новые ценовые и товарные ниши или выходить на западные рынки.
Товары, относящиеся к несладким снекам, объединяют не только товарные атрибуты - длительный срок хранения (около 6 мес), обязательное наличие индивидуальной упаковки, небольшой вес пакета (обычно менее 100 г), готовность продукта к немедленному употреблению, но и действия покупателей, которые рассматривают все эти товары как альтернативу друг другу в момент покупки.
По данным отраслевых агентств, в 2007 году продажи сладких и соленых снеков в России выросли на 14% в стоимостном выражении и составили около $ 2,7 млрд.
В 2007 году самым крупным сегментом рынка сладких и соленых снеков стали «прочие» снеки, включающие такую продукцию, как семечки, горох, смеси фруктов и орехов / мюсли, сушеные водоросли, рыба и свинина. В этом сегменте наблюдался рост на 11% в стоимостном выражении, и в 2007 году его емкость достигла $ 1,4 млрд. Рыночная доля этого сегмента составила 50,7% в стоимостном выражении
Вторым по величине стал сегмент чипсов/криспов, в котором также был отмечен рост почти на 19% в стоимостном выражении.
В 2007 году динамичное развитие по-прежнему было отличительной чертой сегмента фруктовых снеков, где был отмечен рост на 27% в стоимостном выражении. Популяризация здорового образа жизни стимулирует рост продаж именно фруктовых снеков, поскольку они обычно воспринимаются как наиболее полезные для здоровья.
Продажи попкорна в 2007 году достигли $ 65 млн, увеличившись на 15%. Неупакованный попкорн входит в десятку самых продаваемых позиций в современных кинотеатрах и мультиплексах во многих российских городах. Сегменты орехов, экструдированных снеков и крендельков в 2007 году выросли практически на 10% в стоимостном выражении.
Игроки рынка
Во всех сегментах российского рынка сладких и соленых снеков хорошо представлены как российские, так и зарубежные производители. Однако явным лидером в 2006 году была американская компания PepsiCo, которая контролировала около 17% продаж в стоимостном выражении. Этот производитель лидировал в сегментах чипсов/криспов с брендом Lay’s, а также в сегменте экструдированных снеков с брендом Cheetos.
Второе место на российском рынке снеков занимает ЗАО «Сибирский берег» (г. Новосибирск) с 9% продаж в стоимостном выражении в 2006 году. Компания лидировала в сегменте «прочих» снеков со своими популярными брендами «Кириешки», «Компашки» и Beer’ka.
На третьем месте в 2006 году располагалось ЗАО «Бриджтаун Фудс» (Москва, ТМ Chip’n’Go, «3 корочки»), занимающее около 9% продаж в стоимостном выражении. Продукция этого производителя представлена в сегментах чипсов/криспов, экструдированных снеков, попкорна, а также в сегменте «прочих» снеков.
Все производители расширяют свои продуктовые линейки как новыми брендами, так и вкусовыми вариациями уже существующих марок.
Лидерами сегмента сухариков являются компании «Бриджтаун Фудс» (ТМ «Три корочки»), «Консенсус» («Емеля») и «Сибирский берег» («Кириешки», «Компашки»).